История успеха

Второго такого нет (0+)

Карен Калайджян, владелец ювелирной мастерской «Золотая линия», — о том, как создаются эксклюзивные украшения и в чем их ценность

Второго такого нет

Сразу ясно, пригоден ты или нет

— С первого дня в ювелирной мастерской стало понятно, что это та работа, которой я буду заниматься всегда. Не ошибусь, если скажу, что это главное дело моей жизни. В нашем ремесле с первых шагов становится ясно, пригоден ты или нет. Если да, то ты будешь создавать шедевры и у тебя будет заработок. Если нет, то даже при гигантских усилиях вряд ли что-то получится.

Всегда нравилось делать что-то сложное, необычное, в простом для меня мало вдохновения. Самым первым изделием было оригинальное кольцо — три в одном. Увидел, что в коллекции Картье есть похожее. Тогда для меня, неопытного мальчика, который учился ювелирному ремеслу в мастерской у родственников, это была целая головоломка. Я ее разгадал и подарил украшение сестре.

Царское колье и корона для «Мисс Россия»

Я получаю настоящее удовольствие от своей работы, когда делаю не по- вседневные украшения, а те, которые достойны быть фамильными драгоценностями. Есть вещи вне времени. Их легко узнать — по ним невозможно определить, когда они были сделаны. Совсем недавно обладательницей такого изделия стала жена одного из моих заказчиков. Классическое царское колье было украшено 1 600 бриллиантами и 80 рубинами.

Материал и камни для своих изделий я покупаю только на мировых аукционах — Америка, Австралия, Россия. Даже мысли не может быть о приобретении на рынке. Абсолютно все камни, с которыми я работаю, имеют сертификаты качества высшего достоинства, такие как двойные американские GIA. Дополнительно при необходимости приобретается сертификат качества МГУ.

Кстати, сейчас в моде крупные цветные камни, порой необычной формы — грушевидной, квадратной, маркизы. Но есть и вещи неподвластные моде — это жемчуг и бриллианты. Если говорить о драгоценных камнях, есть точное сравнение с ними характера женщины. Одна подобна солнечному янтарю, другая — благородному рубину, третья — томному топазу, игривому изумруду или задумчивому агату… Но любая роскошь должна иметь крепкую оправу! Только от мужчины зависит, будет ли его дама блистать, как бриллиант.

И действительно, в основном мои заказчики — это мужчины, которые хотят побаловать своих жен необычным подарком. Реже мужчины заказыва- ют для себя. Как правило, это скромные перстни из белого золота с бриллиантом в один карат либо часы. Для изготовления часов я использую только швейцарские механизмы, а все остальное — корпус, циферблат, украшения — создаю сам. Еще один интересный мужской заказ был совсем недавно — клиент для себя и для друга попросил изготовить очки, полностью выполненные из золота, даже заушины. Конечно, изделия получились тяжеловаты, не на каждый день, но надеть на особое событие и показать свой статус — то, что нужно.

Перед тем как выполнить заказ, я всегда расспрашиваю человека о его интересах, вкусовых пристрастиях и добавляю что-то свое. Только тогда рождается шикарная вещь в единственном экземпляре, которую он будет носить долго.

Заказы приходят из разных городов и стран. Совсем недавно владелец бизнеса из Австралии заказал лично для себя и в подарок сотрудницам одинаковые браслеты с символикой компании. Для представителя одного из крупнейших банков России я изготовлял золотую визитку, украшенную бриллиантом. Настоящее удовольствие получил от участия в работе над короной для «Мисс Россия-2014». Награда весила 110 граммов, была выполнена из белого золота с 800 бриллиантами и 30 рубинами. Лично побывал на финале конкурса и с гордостью смотрел, как ею украшали голову победительницы.

Мало людей со стороны

Я родился в Абхазии. Но в начале 90-х, во время военных событий, вся семья переехала в Сочи. Вот там я впервые увидел, как работают ювелиры, мои родственники. Процесс завораживал. Я сказал, что хочу попробовать, и меня взяли учиться в цех к мастерам, которые посвятили этому делу всю жизнь.

С давних времен мастерству обучались в семейных артелях, ювелиром мог стать только самый способный из сыновей. И тогда, и сейчас довольно сложно попасть в подмастерья к именитому умельцу. Из-за специфики бизнеса и сложных профессиональных требований здесь мало людей со стороны. И сейчас это вполне так, хотя, конечно, люди приходят к этой профессии самые разные и разными путями.

Поучился бы у Картье

— Если вы можете мечтать об этом, вы можете сделать это, — говорил мой учитель, гуру, а я подсматривал, как он создает свои уникальные вещицы, и узнавал все больше и больше. Весь наш цех работал в основном на розницу, для оптовых покупателей, производили цепи, кольца, браслеты. Мне всегда хотелось делать эксклюзивные серьезные вещи. И я делал. Оставался после работы, брал индивидуальные заказы на дом, иногда работал по ночам. Но этот труд приносил удовольствие и первые деньги, которыми я расплачивался за учебу. Сегодня стоимость обучения простым вещам типа изготовления цепочки в мастерской у ювелира начинается от 10 тысяч долларов. Но считаю, что ни в одном институте работать руками не научат так хорошо, как на практике. И уж точно я не знаю ни одного учебного заведения, где учат придумывать и создавать эксклюзив.

Вы удивитесь, но процентов восемьдесят мастеров-ювелиров не обучались ни в каких специализированных заведениях. В нашей отрасли такое — норма. Даже при найме на заводы далеко не всегда руководство интересуется профильным образованием. Чаще просто просят сесть и показать, что умеешь. Если ты окончил колледж, вовсе не значит, что ты уже ювелир. У профессионала должны быть опыт и навыки.

Сегодня лучшие ювелиры живут и работают в Израиле и Италии. Если представится возможность, я бы с удовольствием поучился месяц-другой в мастерских у Картье. Всегда отслеживаю их коллекции, выписываю оригиналы каталогов и только там черпаю вдохновение. Луи Франсуа Картье всегда отличался от других умением предвидеть моду на многие годы вперед. И это объясняет, почему сегодня люди охотно покупают часы и украшения, сделанные еще по его старым эскизам.


Своя галерея

Итак, сработало «сарафанное радио», посыпались заказы, и мы с другом решили открыть собственный цех, как и большинство из тех, с кем я начинал. Но нам нравилось не просто заниматься ремонтом, а разрабатывать уникальные вещи, начиная с бриллиантовой категории, заканчивая рубинами, сапфирами и платиной. Кстати, некоторые клиенты остались со мной с того времени, и я отправляю им заказы уже отсюда. Когда делаешь что-то самозабвенно и с любовью, люди это замечают и ценят…

Через некоторое время мы выросли до того, чтобы открыть торговую галерею в самом центре Сочи, которая, кстати, до сих пор работает. Предлагали изделия только собственного производства. Меня никогда не привлекает ювелирка, которая продается в магазинах, она вся одинаковая. Конечно, можно иметь и такие украшения, но пара вещей должны быть уникальными, которые не встретишь нигде.

Теперь уже люблю зиму

Я много работал и о существовании города Кирова и таких сильных морозов, как здесь, просто не догадывался. Однажды к нам за заказом вместе со своей тетей пришла девушка... Мы общались два года, и в конце концов я решил приехать посмотреть Киров — город, в котором она жила. Было начало зимы, но я, южный парень, вышел из поезда легко одетый и не понимал, чего тут все хотят в шапках, в шарфы укутаны. Через два дня попал в больницу и решил, что оставаться здесь точно не стану. «Куда ты собрался? — удивился знакомый, который встречал меня в не- знакомом городе. — Ты здесь встрял. Я вот уже 30 лет собираюсь уехать, все не могу». Сказал как отрубил. С тех пор прошло десять лет. Теперь зима начала нравиться…

Вопроса, чем занять себя, не стояло. Я поехал в Москву и привез такое оборудование для мастерской, которого в Кирове не было вообще. Считаю, что не нужно скупиться на инструменты, если хочешь отдавать людям качественный продукт. Снял помещение и, абсолютно не зная рынка, начал работать. Как оказалось, ювелирных изделий такого уровня здесь не делал никто. Просто не брались. Через месяц ко мне пришли эксклюзивные заказы, те, которые я всегда любил...

Никогда не жалел, что остался в Кирове. Сегодня у меня здесь много знакомых и родные люди. Подрастают два сына. Старший, конечно, любит повозиться в моей мастерской, и, безусловно, я обучу их всему, что умею сам. Но кем стать, они решат сами. Моя задача — дать им главное — отличное образование.

Думаю, что и здесь со временем я открою арт-люкс бутик со своими уникальными изделиями и учебную мастерскую для тех, кто хочет овладеть ювелирным делом.

Этот бизнес будет существовать до тех пор, пока у женщин будет страсть к украшениям, а у мужчин страсть к женщинам.

Январь 2017 / №1 (98)  |  Листать свежий журнал

31-01-2017

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании