Не надейтесь, что душу распахну перед вами
Сергей Игнатьев: — Андрей Альбертович, исходя из названия нашего проекта «ЧБ. Честный бизнес», насколько Вы сегодня будете откровенны?
Андрей Маури: — Буду откровенным, но вы знаете, что любой человек — хозяин своего слова. Не надейтесь, что душу распахну перед вами.
Екатерина Суслова: — Когда Вам пришлось последний раз соврать?
А.М.: — Честно сказать, да? Я вообще стараюсь не врать. Кстати говоря, были 2 года, которые в информационном поле принесли мне ошеломляющую известность, но отрицательную. Это 2004 год — выборы Николая Ивановича Шаклеина, когда несколько групп и группировок сошлись в неравном бою, но победили, естественно, мы. И 2009, когда Никита Юрьевич Белых меня с шумом снимал с должности президента хоккейного клуба «Родина». Хотя жизнь потом показала, что все мои решения оказались правильными. Видите, есть очень много непопулярных вещей, которые делаются исподтишка. А я считаю, если делаешь — делай прямо.
С.И.: — Вас не расстраивает, что в прессе о Вас больше негатива?
А.М.: — Я этого не ощущаю, и потом я же не червонец, чтобы всем нравиться. Для меня принципиально только мнение обо мне моих учителей, близких и друзей.
Е.С.: — Что бы Вы изменили сегодня, будучи министром предпринимательства?
А.М.: — Надо больше общаться с предпринимателями, потому что многие недопонимания между властью и бизнесом идут именно от недостатка прямого и честного общения.
У меня один учитель — это жизнь. хотя нет, ещё — люди, с которыми мне приходится общаться
Если ты такой смелый, приходи — поговорим глаза в глаза
Е.С.: — Андрей Альбертович, Вы больше 30 лет в бизнесе, а когда было проще начинать свое дело — в 90-е годы или сейчас?
А.М.: — На этот вопрос можно отвечать по-разному. Молодой бизнесмен отличается от зрелого тем, что ничего не боится. Если человек готов предпринимать, какая ему разница, когда открывать бизнес? Может быть, сейчас легче: вот и я новые бизнесы открываю! Никаких сложностей не испытываю, кроме одной. Всегда думаю, а сколько времени еще впереди? Может быть, на пенсию уже пора? А молодой бизнесмен приходит, у него идей много, его еще никто ни разу по рукам не бил! Поэтому у каждого свое время.
Е.С.: — А какие новые бизнесы вы открываете?
А.М.: — Так я вам все и расскажу! Хотя об одном, наверное, можно. Работаем над открытием производства одноразовых масок. Надеюсь, к тому времени, как я его открою, пандемия еще не закончится (смеется — прим. ред.). А если закончится, то у нас сложится культура ношения масок в периоды вспышек гриппа и прочих заболеваний. Поэтому, мне кажется, эта продукция будет востребована.
Е.С.: — Чему готовы поучиться у молодых бизнесменов?
А.М.: — Быстрому освоению знаний, особенно в области IT-технологий и продвижения продукции. Лет 15 лет назад в Японии меня поразило, как уже тогда местные предприниматели организовывали свой бизнес. У моего партнера из офисных работников был он сам да еще уборщик служебных помещений. Все остальные, кроме занятых на производстве, работали по аутсорсингу на удаленке. А за маркетинг отвечал... Google. Платишь 200 долларов — и Google продает! У нас, кстати, на предприятии тоже нет отдела маркетинга, мы тоже продвигаем свою продукцию через интернет, ну и плюс еще людская молва. Между прочим, если б она была плохая, мы б ничего не продавали. Вот вы говорите, меня много критикуют. А за что?
Может быть, по молодости я слишком резко относился к бракоделам и к тем, кто не уважает интересы предприятия. Глаза в глаза редко критикуют, в основном в соцсетях — под чужими никами. Если ты такой смелый, приходи — поговорим глаза в глаза.
Е.С.: — Но Вы-то всегда говорите прямо! Вам за это в морду давали когда-нибудь?
А.М.: — Мне один раз в лицо дали исподтишка. И тут же убежали. Никита Белых использовал ту ситуацию как информационный повод. Я же как человек горячий 100% должен был ответить сразу, но не успел. Оглянувшись, увидел только пятки. Чуть позже поймали его «специально обученные» люди в погонах.
Моя учеба на филфаке мне нравилась: сидишь на последней парте, а перед тобой паруса и яхты проплывают
Однажды меня заказали
С.И.: — Я сейчас аккуратно спрошу, Вы предлагали когда-нибудь взятку?
А.М.: — Нет. У нас город небольшой, так или иначе меня многие знают. Ну поиграли в бильярд, в бане попарились, традиционно по-русски посидели — вот это бывало! А так чтоб прямо предложить дать на лапу — нет.
С.И.: — Охоту на Вас устраивали в лихие 90-е?
А.М.: — Были какие-то неприятные моменты в 90-е годы. Например, однажды меня заказали (мне даже сумму назвали. но я вам ее не скажу!). Это сделал человек, который был должен за нашу продукцию круглую сумму.Зачем? Лучше бы долг вернул. А охота была — информационная травля. Грязь выливали на меня ряд ваших коллег, журналистов. Вот папа мой, царствие ему небесное, всегда говорил, что такие люди за деньги и на паперти пернут. Бог им судья.
Когда-то приходилось автомобили продавать, чтобы людям выплачивать зарплату
Это твои потребности или гордыня?
С.И.: — Почему всегда одни ноют, а другие работают?
А.М.: — Так всегда. Не люблю, когда ко мне приходят и ноют: вот, все сгорело! Сгорело одно, построится другое. Плохой работник будет рассказывать, почему он не сделал. а хороший — предлагать, как решить тот или иной вопрос. Все зависит от человека.
С.И.: — От чего Вы отказались в период пандемии?
А.М.: — Да я ни от чего не отказывался! Ну, пожалуй, только не могу съездить к дочери, она в Германии учится. Да и личных встреч с друзьями не хватает. А так… на работу все равно ходил, хотя избегал прямых контактов и соблюдал все меры предосторожности. Впрочем, на производство не спускаюсь уже с 2008 года. Не хочу. Зачем? Я вижу все показатели, знаю, какое оборудование надо купить, зачем мне там ходить, мешать работе. Вдруг мне что-то под хвост попадет и я не сдержусь? Поэтому работаю в кабинете, меня это вполне устраивает.
С.И.: — Считается, что предприниматель — такой человек, который сделает все сам. Почему? Нет доверия к власти?
А.М.: — Вы знаете, наверное, просить неправильно. Надо ставить вопросы и добиваться их решения. Но через конфликт вопрос не решить, он не дает возможности вести нормальный диалог. Предприниматель просить не должен. Он должен обозначать болевые точки, которые есть, и пытаться доступными методами влиять на положительное решение этих вопросов.
С.И.: — Вы просили когда-нибудь помощи?
А.М.: — Впрямую нет. Просить самому — никогда не просил.
Е.С.: — Вы разочаровались в человеческой природе?
А.М.: — Нет. Если не знаешь вкуса соленого, никогда не распробуешь сладкого.
Е.С.: — Есть люди, с кем Вы за руку не поздороваетесь?
А.М.: — Есть. Но имена их не назову, зачем, ведь у них дети. Когда люди переходят на личности, они не думают, как это скажется на родственниках. Например, когда Никита Белых вместе с Борисом Весниным организовали против меня травлю (можно, конечно, говорить, что его помощники ни при чем), результат этой травли сказался на моих близких. У тещи возникли определенные проблемы со здоровьем, может быть, и папа из-за этого раньше ушел из жизни. К счастью, есть люди, которые как раз помогли мне из этой ситуации выйти. В частности, Владимир Савиных. Владимир Сысолятин, Дмитрий Курдюмов, Андрей Пушкарев. Я их очень уважаю.
Кроме елочных игрушек из картона, долгие годы я увлечен фалеристикой. за каждым предметом коллекционирования стоит своя история. это вызывает большой интерес у меня
О людях, которые дороги
Е.С..: — Какие люди еще Вам дороги?
А.М.: — Есть много людей, с которым жизнь сталкивала. Альберт Иванович Поморцев, почетный президент Федерации хоккея с мячом России, мой товарищ и близкий друг. Очень жаль, что рано из жизни ушли Толя Горбушин, известный кировский предприниматель, Володя Михайлов («Аптеки Михайлова»), Сергей Казанский. Добрые воспоминания остались о Сергее Лузянине. Из последних потерь — Миша Подлевских, очень тонкий интеллигентный человек. Николай Михайлович Липатников, с которым нас связывали долгие годы совместной работы, начиная с 80-х годов.
Е.С.: — Эти последние потери заставили вас что-то переосмыслить?
А.М.: — С Николаем Михайловичем мы часто дискутировали, я призывал его быть жестче в каких-то вопросах. Но он всегда старался быть более дипломатичным, и это давало свой результтат. И вот сейчас, когда человека уже нет, понимаешь, как его не хватает и что эти споры ничего не стоят.
С.И.: — Почему бизнес ненавидит чиновников?
А.М.: — Кто вам сказал, что бизнес ненавидит чиновников? Так, наверное, кажется тем, кто чатится на известном городском портале, якобы отстаивающем интересы бизнеса. Да, у бизнеса и власти есть недопонимание. Но если тебе что-то не нравится, ты действуй, меняй ситуацию. Ведь на чьи-то деньги чиновники приходят к власти. На деньги налогоплательщиков и предпринимателей! Поэтому когда предприниматель говорит, я тут ни при чем. Нет! Ты при чем. Когда финансируешь кого-то, отдаешь деньги, потом не критикуй его.
Е.С.: — Андрей Альбертович, у Вас много друзей-предпринимателей, Вы им когда-нибудь помогали в бизнесе?
А.М.: — Да, но считаю неэтичным говорить об этом подробно. Все добрые дела должны делаться тихо. Помогал и сейчас помогаю. Где-то с продвижением товаров, за кого-то приходится заступиться в сложных ситуациях, в том числе в ситуациях, связанных с давлением силовых структур. Раньше приходилось в налоговой отстаивать интересы не только моих друзей, но и тех людей, которые для области делают многое. Не всегда это получалось. Иногда прилетала от налоговой жесткая ответка.
С.И.: — Вы возглавляете КРО «Деловая Россия». Какая сила скрывается за этим объединением? И вообще зачем Вам это?
А.М.: — Истоки всего, наверное, в том, что мы в детстве занимались не только учебой, но и общественной работой. Привычка быть в этом пространстве сохранилась, хотя личной выгоды нет. Не все измеряется деньгами. Есть такая вещь — моральное удовлетворение. А что касается кировской «Деловой Росии», она была создана, чтобы объединить мнение предпринимателей и передать его органам государственной власти. Это авторитетная саморегулируемая федеральная организация, реготделение которой есть почти во всех регионах страны. Это как большое плато, на котором собираются разные люди с разными мнениями и решают практически любые бизнес-вопросы, без конфликтов, открыто и результативно. За многие годы сложились прочные контакты с предпринимателями из разных регионов. На каждый праздник мы отправляем более 600 поздравительных открыток, причем всегда подписываю их я сам. Потому что я своих друзей и знакомых уважаю. Это вызывает ответную реакцию и открывает широкие возможности.
И вот сейчас, когда человека уже нет, понимаешь, как его не хватает и что эти споры ничего не стоят
Полное интервью смотрите в новом видеопроекте «ЧБ. Честный бизнес» в соцсетях и на сайте журнала, а также ресурсах КРО «Деловая Россия»
13-06-2020