Евгения Маренина, арт-директор журнала «Бизнес Класс» узнала у основателя бренда одежды «Три Грации», почему бизнес-леди боится потерять интуицию и что она советует своим дочерям в жизни
Не открывай бизнес с друзьями
— Какой самый горький урок за эти двадцать два года?
— Как и у большинства российских бизнесменов, пришедших в 90-е годы: не открывай бизнес вместе с друзьями. Теперь разделяю дружбу и работу.
Умей много терпеть
— Постойте, но с вами сейчас работают родные люди — дочки, зять, муж. Это больше, чем друзья. Требовать от них результат, указывать на ошибки сложнее.
— Я благодарна, что они разделяют мое дело. Даже не думала, что оно так разрастется, чтобы работы хватило на всех. Но дети сами пришли ко мне в бизнес.
— Как это случилось?
— По-разному. Старшая дочка Женя после окончания МГУ вместе с мужем Ильей решили приехать из Москвы сюда — на время, но полюбили эту работу всей душой. Со своим столичным образованием и другим видением мира они внесли много нового в бизнес. Вторая дочка, Мария, окончив ВятГУ, сначала работала по найму, но потом пришла в наш бизнес и пять лет была моим помощником по всем вопросам. Маша — прекрасный финансист, теперь у нее магазины «Европейская лавка», «Гарда декор» и детский сад «Добрый жук».
Оля младше своих сестер на 10 и на 12 лет. Это человек, который уже понимал, что семья имеет стабильный бизнес. Опять же у нее был выбор остаться в Питере (после окончания ВШЭ) или в Шанхае, но она приехала к нам, и я благодарна ей за это. Сейчас она — мой заместитель.
Я счастлива, что нас обходит стороной вечный конфликт отцов и детей.
— Думаю, здесь дело в правильном воспитании и семейных ценностях.
— Быть детьми успешной и финансово состоявшейся матери сложно. Личные успехи дочерей всегда как будто прикрыты моей тенью. Они это чувствуют, и мои попытки чем-то помочь вызывают отторжение. О потребительском отношении — «дай, дай, дай» — речи нет.
Что я могу им дать всегда, так это советы. Один из них — никогда не бегай за мужчинами. Второй — никогда не будь материально зависимой от мужчины, будь свободной и самостоятельной. Третий — никогда не прощай измены. Четвертый — читай, думай, люби, тренируй душу, а не тело. Пятый — умей много терпеть и справляться с трудностями, жизнь — не развлекательная прогулка.
Ни одна из моих дочерей никогда не смогла бы сесть на шею мужчине, свесить ноги и проводить дни в салонах красоты. Им так жить не интересно. Привлекательнее, когда живешь по принципу «я сама».
Если бы я пошла устраиваться на работу
— Если вернуться к бизнесу, чем гордитесь?
— Горжусь тем, что «Три грации» стали региональным брендом. Говорим «Три грации» — подразумеваем большие размеры и, наоборот, говорим большие размеры — подразумеваем «Три грации». Имя компании стало нарицательным. Это не многим удается.
Кстати, я горжусь и тем, что в наших магазинах живет не только красота, но и доброта. А это непросто.
Еще горжусь тем, что никогда не проводила махинаций с бюджетными деньгами, не пилила и не воровала средства налогоплательщиков. То, чем я занимаюсь, — это честный бизнес для людей. Иногда известные люди, не стесняясь, рассказывают, как они что-то уводили, где-то хитрили. Стыдно, страшно, немыслимо посвятить жизнь неправильному делу и еще с радостью говорить об этом. Мне не хочется так зарабатывать. Попробуй по-честному. Вот это действительно интересно.
— Нанимай медленно, увольняй быстро. Вы согласны?
— Как и 99% предпринимателей, я делаю с точностью наоборот. Увольняю медленно — все время думаю, что сотрудник станет работать лучше. Жалею. А ведь с самого начала бывает понятно, что человек ленив, негативно действует на остальных, не поддается воздействию... В итоге все заканчивается одним — увольнением, причем спонтанным, с гневом. Тут появляется брешь в кадровом составе, которую нужно срочно убрать. И опять нанимаешь быстро. Приходится перелопатить огромное количество уволенных из бюджетных организаций сотрудников, которые совершенно не способны продавать, не разбираются ни в моде, ни в тканях. Их больше интересует, когда будет отпуск, платят ли сверхурочные, когда обеденный перерыв.
Если бы я пошла устраиваться на работу в модный магазин, то накануне собеседования заглянула бы туда, узнала, чем там дышат, чем торгуют, как общаются, как выглядят. Но на собеседования приходят узнать, «а чо у вас там в магазине-то?». Иногда в трениках. Спрашиваешь: «Почему вы шапку не снимаете?» — «Так голову не помыла». Не могу я это слушать.
В российском бизнесе проблема кадров — острейшая. В нашей компании высокие зарплаты, которые я увеличиваю из года в год, прекрасные условия труда, и вы думаете, стоит очередь из желающих работать? Ее нет.
Я — снайпер
— В ваших магазинах продается не только то, что закупаете, но и то, что производите сами.
— Производство началось как ателье, как сервис, когда нужно было подогнать изделие из магазина по фигуре. Но прибыли это не приносило. После того как зарегистрировали товарный знак, стали выпускать небольшие женские коллекции. И они с успехом раскупались. У нас нет складов, продается все, что производим, от 48 до 84 размера. Это про наш бизнес сказано: найди проблему, реши ее — и ты будешь успешен.
— Вы одеваетесь в своих магазинах?
— Да, практически вся моя одежда сшита на нашем производстве или привезена в коллекциях. Я считаю, гоняться за брендами — дурной тон. Важно что-то из себя представлять, а одежда должна лишь украшать, соответствовать настроению. Одеваться — целая наука. Женщина должна посмотреть на себя в зеркало и понять, что ей нужно скрыть, а на что сделать упор. Часто бывает с точностью наоборот. Оголить то, что не надо оголять, обтянуть то, что не надо обтягивать. Но это уже задача наших продавцов — объяснить покупателям, как не надо делать и как сделать желательно.
— Что интереснее: покупать-продавать или производить-продавать?
— Наверно, правильно было бы услышать от меня, что создавать — это более интересно, но меня одинаково вдохновляют обе части моего бизнеса. Как вы думаете, легко закупить коллекцию, которая продастся? Легко из сезона в сезон с улыбкой на лице тратить на это деньги, соизмеримые со стоимостью квартир или бизнесов? Ты должен быть уверен, что товар продастся.
Я сильный байер, то есть закупщик, человек, который формирует ассортимент в магазинах. В розничном бизнесе это одна из самых важных фигур. Он должен угадать, что будет востребовано. Он, как снайпер, должен всегда попадать в цель. Его ошибки чреваты провалом и банкротством. Главный страх любого байера — потерять интуицию.
То, что вам показали на высоком подиуме, и то, что будет носить кировчанка, — небо и земля. И байер должен знать: вот это модно и это продастся. Его задача — найти фабрики, которые произведут для твоих магазинов одежду такого качества и по такой цене, что люди в твоем регионе радостно побегут в магазин и встанут в очередь. Кстати, очереди в примерочных «Трех граций» — обычное дело в дни суперпродаж.
Работа байером дала мне возможность увидеть мир и обзавестись друзьями в разных странах. Мои командировки — это Римини, Милан, Стамбул, Дубаи. С гордостью говорю, «Три грации» — один из самых крупных закупщиков турецкой одежды в России в своей нише.
В путешествиях напитываюсь модой улиц других стран. Я смотрю, в чем люди идут в ресторан, в чем спускаются к завтраку в отеле, в чем бывают на экскурсиях. Интереснейшее дело! Однажды узнала, что Амансио Ортега, владелец Zara, имеющий семь тысяч магазинов по всему миру, в свои 83 года делает то же самое.
Ведь не может такого быть, чтобы москвичка и девушка из Акапулько хотели одеться одинаково.
— Не кажется вам, что российские женщины одеваются не просто модно, а скорее ультрамодно, с перебором?
— Хотя русская женщина красива от природы, в нашем менталитете принято быть во всеоружии: накладные ногти, наращенные ресницы, волосы — и так хорошо, но я еще добавлю. И вот она до такой степени красива, что от этой сказки иногда хочется зажмуриться. Европейская женщина другая, чуть-чуть неухоженная, а иногда и неопрятная. Мы бы никогда не позволили себе так выглядеть. Они проще смотрят на мир, свободнее.
Русская женщина зависима от мужчины, от его мнения, его взгляда. Наш мужчина все время сравнивает — ты вот такая, а рядом идет моложе, стройнее, красивее, и у меня есть право выбора: сегодня я с тобой, а завтра могу быть с другой. И женщина старается стать лучше и краше. Это наши условия жизни: мужчин меньше, чем женщин. Но во многих европейских странах ситуация противоположная, мужчины преобладают, и поэтому любая женщина востребована. И у нее уже не возникает желания наклеить красные ногти.
Не буду хитрить и стервить
— Бизнес-леди делятся на два типа: первый — это женщина, которая сделала компанию и саму себя, у нее много интересов, связей, и мужчина, который был рядом изначально, стал ей не интересен, она не хочет его за собой тащить. Тут все заканчивается разводом и одиночеством. И второй тип: рядом достойный мужчина или тот, которого она вырастила сама. А как у вас?
— Когда мы поженились, у меня еще не было бизнеса. Выросла ли я? Наверное. Но и муж тоже. Вообще я не очень мудрая женщина. Прямолинейная и чуть жестковатая, не буду хитрить, стервить и, скорее, не буду терпеть, чем буду. Непросто со мной. Но у меня мудрый муж. Он много лет руководил своим строительным бизнесом и, думаю, понимает, как я устаю, поэтому у нас не возникает серьезных конфликтов.
Сужу людей по поступкам. Он — благородный человек с сильными и красивыми поступками.Еще у него голубые глаза, и он немного безалаберный, но мне это нравится.
— Многие успешные люди не умеют получать удовольствие от работы и не успевают наслаждаться жизнью.
— У меня тоже бывает цейтнот. Тогда говорю себе: «Это же то, что ты любишь, то, что ты хочешь делать. Так сиди и делай. Если надо, ночь не спи». Я не особо люблю отдыхать. Валяться на пляже в Ницце — точно не для меня. Через пять дней становится скучно. Наслаждение жизнью для меня в работе.
Видео с интервью смотрите в соцсетях журнала.
*Buyer (англ.)— профессиональный закупщик, отвечающий за формирование ассортимента магазина.
14-03-2018