Справка:
Борис Михин занимается производством кондитерских изделий с 2003 г. С 2008 г. запустил собственные проекты. С 2020 г. является собственником и генеральным директором кондитерской фабрики «Северянин», г. Пенза.
Знакомство с трудовыми мигрантами из Средней Азии
Февраль 2022 года стал переломным моментом для бизнеса во всей стране. Волна мобилизации привела к оттоку сотрудников с предприятий. Наше не стало исключением. В некоторых случаях вместо одного мы теряли двоих: жёны тех, кто ушел на СВО, тоже увольнялись, так как выплаты военным достаточно высоки, и необходимость работать отпадала. Естественно, у нас возник вопрос, кем замещать уволившихся сотрудников?
Первым и самым очевидным решением стало привлечение трудовых мигрантов из стран Средней Азии. Мы вложили деньги в их обучение и адаптацию и только потом поняли, что тратим ресурсы впустую. Многие из них срывались с мест и уезжали. Причина проста: зарплаты таксистов и курьеров в Москве значительно выше и не сопоставимы с оплатой труда оператора станка на региональных заводах и фабриках. В нашем коллективе из 200 человек около 60 составляли выходцы из Средней Азии. Сейчас их всего 20. Вторая кадровая проблема, с которой мы столкнулись, — это смена поколений. Молодые люди демонстрируют иную философию отношения к жизни и к работе. Рабочие профессии их мало привлекают, они отдают предпочтение блоггингу и IT-проектам. Таким образом, на рынке труда не только нет новой рабочей силы, но и та, что есть, стремительно сокращается.
В чём отличие визы от патента?
В поисках решений мы обратили внимание на визовую миграцию, и обнаружили в ней существенные преимущества: в отличие от обладателей патентов, которые свободны в смене места работы (наш пример с рабочими из Средней Азии), визовый мигрант получает визу, привязанную к конкретному работодателю. В нашем случае, к ООО «Северянин» в Пензе. Это означает, что такой работник прикреплен к предприятию и не может просто так уволиться и уйти в другую компанию. Если условия нарушаются, работодатель имеет право обратиться в МВД, и сотрудник будет депортирован. Визовые мигранты прекрасно осведомлены об этом.
Индия как новый источник рабочей силы
В России растет число визовых иммигрантов из различных стран, включая Пакистан, Вьетнам, Китай, Турцию, Шри-Ланку. Мы же особое внимание уделили Индии, стране с высочайшим уровнем безработицы и развитой системой экспорта рабочей силы как важного элемента ВВП. Процесс привлечения индийских работников занял чуть больше года от начала подготовки до прибытия первых специалистов. Несмотря на трудности, связанные с различиями в менталитете, культуре, низком темпе работы в сравнении с нашими соотечественниками, этот опыт мы считаем успешным. Без привлечения индийских работников мы бы не смогли выполнять 100% заказа. Сейчас в нашей команде уже 60 граждан Индии, и до конца 2025 года мы планируем увеличить их число вдвое. Несмотря на то, что мы постоянно размещаем вакансии, количество соискателей на рынке труда по-прежнему значительно уступает нашим потребностям. Изначально производительность труда иностранных работников была ниже, чем у российских специалистов, но, как показала практика, это вопрос времени и адаптации. Мы стали вторыми после швейного производства в Пензенской области, кто привлёк работников из Индии, и первыми среди предприятий пищевой промышленности. Мы открыто делимся своим опытом. Губернатор области приглашал меня на совещание, посвящённое теме визовых мигрантов. На нём обсуждались возможности упрощения процесса импорта рабочей силы, который, на мой взгляд, остаётся излишне бюрократизированным. В этом направлении Пензенская область в передовиках, демонстрирует значительный прогресс и выдерживает внутрироссийскую конкуренцию. У нас налажен открытый контакт с Министерством труда и Уполномоченным по правам предпринимателей. В нашей области вопросы по одобрению заявок решаются быстро, ни на одном из этапов подготовки документов мы не сталкиваемся с проволочками, напротив, всегда находим поддержку. В общем, здесь мы ощутили полную заинтересованность и поддержку со стороны государства. И, собственно, этот год показал, что привлечение визовых мигрантов – это не просто временное решение, а стратегический шаг.
120 тысяч разово на одного сотрудника
Когда мы только начинали, это был действительно фантастически долгий и сложный процесс. Самым проблематичным было прохождение экзамена на знание русского языка, истории и законодательства России. Когда к нам приехали первые 20 граждан Индии, мы в координации с Пензенским государственным университетом приступили к их обучению. С ними работали преподаватели, которые обучали их азбуке, основам чтения и правильной разговорной речи, истории и законодательству. И двигалось всё неплохо. В дальнейшем ПГУ перестал оказывать эту образовательную услугу, и мы оказались предоставлены сами себе. Хорошо, что в нашем коллективе оказались люди, имеющие опыт работы учителем начальной школы и преподавателем иностранного языка в вузе. Нам удалось организовать процесс обучения на самом предприятии. Но я знаю несколько компаний в Пензенской области, которые были вынуждены отправить обратно своих визовых рабочих, потому что те не сдали экзамен.
Если ты вступил на этот путь, будь готов к большим издержкам. Затраты на одного привезенного из Индии сотрудника составляют в среднем 120 тысяч рублей. Это одномоментные вложения. А из-за того, что кто-то не сдал экзамен, ты теряешь не только потенциального работника, на которого рассчитывал, но и несёшь издержки по его отправке домой. Это большие потери. И здесь надо отдать должное нашей исполнительной власти и законодателям. Они увидели, что экзамен на владение русским языком – огромное препятствие для реализации программы по привлечению иностранных визовых рабочих. Ведь от них требовали такое же знание русского языка, как от тех, кто приехал из Средней Азии, где русскому языку по-прежнему обучаются в школе. В августе 2025 года экзамен отменен. Самое сложное препятствие исчезло.
Почему индийцам нравится работать в России?
Рабочие из Индии традиционно едут в Иорданию, Оман, Саудовскую Аравию, ОАЭ, страны с близкой им культурой. Если мы хотим, чтобы нашу страну рассматривали в качестве приоритета, нужно создавать соответствующие условия. У нас есть индусы, которые говорят: «Нам нравится Россия, здесь к нам по-человечески относятся». Им нравится, что можно быстро продвигаться по карьерной лестнице благодаря своим способностям, а не связям. И, действительно, это так: кто способен, может достигать любых вершин. В Индии, по их словам, они ограничены своим социальным статусом.
Наши индийские рабочие живут в общежитиях или квартирах. Мы уделяем большое внимание их адаптации и, несмотря на отмену экзамена, обучению русскому языку. Поначалу наши сотрудники стали пользоваться онлайн-переводчиками, а теперь уже индийские рабочие, которые приехали год назад, научились хорошо говорить по-русски и помогают с переводом вновь прибывшим. Мы ввели должность специалиста по работе с визовыми мигрантами в отделе кадров со знанием английского языка. Но не надо думать, что все граждане Индии владеют английским. Хорошо, если из десяти индусов есть двое-трое, кто понимает английский язык, и один, кто говорит. Они очень открыты, для них стерты социальные границы. Если что-то болит, то знает весь коллектив. В общем, в любой культуре есть свои нюансы, и надо о них знать.
5 советов для тех, кто готов взять на работу граждан других стран
Да, бюрократия осталась, но трудновыполнимых задач для тех компаний, которые работают в соответствии с требованиями российского законодательства, уже нет.
Вот 5 рекомендаций предприятиям, которые рассматривают возможность привлечь визовых мигрантов:
- Тщательно изучайте культуру и менталитет страны-донора рабочей силы, чтобы в дальнейшем избежать недопонимания и конфликтов в коллективе.
- Разработайте программу адаптации для иностранных работников, она должна включать в себя обучение русскому языку и обязательно ознакомление с российским законодательством и культурой: что можно, что нельзя, что принято, что не принято.
- Создайте нормальные условия проживания и работы.
- Наладьте конструктивные отношения с местными органами власти, это поможет оперативно решать возникающие вопросы.
- И, наконец, не бойтесь делиться опытом и учиться у других. Именно так мы сможем создать более эффективную систему привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Как следствие, снизится конкуренция на рынке труда, уровень заработной платы низкоквалифицированных работников будет адекватнее. Не должна упаковщица получать в три раза больше, чем учитель в школе. Я убеждён, что в ближайшее десятилетие без визовой иммиграции нам не обойтись.