Коллекция
Апрель 2014 / № 04 (65)

Ян Чеботарев: Я собираю не бутылки, а ощущения (0+)

— Мои вина ждут своего часа — чахнуть десятилетиями над погребом, как Кощей, не собираюсь

Ян Чеботарев: Я собираю не бутылки, а ощущения

— В одиночку пить нельзя, но дегустировать можно, — Ян Чеботарев, юрист, заместитель директора по юридическим вопросам «УК «Максимум»

Ничто не вечно

— Открываешь пробку — под ней кусочек солнечной Италии или живописной Франции — дегустация для меня как маленькое путешествие. Настоящий ценитель без труда отличит аргентинское от немецкого, испанское от венгерского. Вино — продукт местности, как говорил основоположник крымского виноделия князь Голицын.

Коллекционирование напитков — это не инвестиции в банк и не страсть к старинной стеклянной таре. Я собираю не бутылки, а ощущения. Мои вина ждут своего часа — чахнуть десятилетиями над погребом, как Кощей, не собираюсь.

Занятие сродни собиранию сыров — сегодня коллекция, а завтра помойка... Недавно соблазнился дорогой испанской бутылкой 1954 года — вино оказалось умирающим, мутным и с осадком.

Заложить в погреб

Первый экземпляр мы с женой купили в Крыму. Это был бархатистый темно-красный «любимец» Николая II из сорта Алеатико 1992 года. Стоит по сей день, греет душу воспоминаниями о совместной поездке.

Солнечных дней в Крыму больше, чем где бы то ни было в Европе, виноград успевает набрать максимум сахара, потому в новой российской провинции особенно хороши десертные наливки: густые и очень сладкие, их не пьют даже, а смакуют.

Позже увлекся справочниками: каждый урожай оценивается экспертом, одно вино не удалось из-за дождей в районе, другое, напротив, хорошо, но еще лучший вкус получит через 5-10 лет, рекомендовано купить и заложить в погреб.

Для долголетия оно требует только температуры. В магазине легко отличить правильно хранившееся, если провести по пробке большим пальцем: она должна быть на миллиметр утоплена внутрь. Если же пробка выдается из горлышка или проседает ощутимо глубже — значит, вино не лучшего качества, нагревалось или охлаждалось сверх меры. В свой винный подвал никого не пускаю, даже супругу. Пришлось сократить количество посещающих после потери по неосторожности 200 бутылок.

Параллельно учился пробовать. Сначала — отличать сорта винограда мерло от каберне совиньон. Самое простое сочетание, попробовав раз, запомните на всю жизнь. Надо ориентироваться на вкус черной смородины: он есть только у каберне. И можете смело устраивать на удивление гостям «слепую» дегустацию.

Все дороги — в Рим

Везти вино через границу накладно и неудобно. А в Кирове заполучить редкий экземпляр практически невозможно. Но у меня много друзей, которые любят путешествовать и, возвращаясь, дарят какой-нибудь сувенир, например, из маленьких итальянских виноградников.

Италия — историческая родина вина уже почти 3 тысячи лет, со времен Древнего Рима. Все здесь дышит виноградом, потому и букеты особенно сильные. Хотя главная черта Италии — пестрота вкусов — применяют свыше 2 тысяч сортов.

Знаменитые классические напитки королей готовят исключительно из местного сорта Небиолло и обязательно год выдерживают в новых дубовых бочках. Плотное, мясистое вино можно хранить без ущерба до 80 лет.

Вина в массы

Другой «самой винной страны» — Франции — немного опасаюсь: чтобы разбираться в ее экспонатах, нужно там родиться. Неслучайно в романтических провинциях производится самое дорогое вино в мире. Пробовал однажды напиток из хозяйства «Романе-Конти» 1968 года, но даже через 10 лет упорной и успешной работы не смогу купить его — «задавлюсь» просто. Хотя по вкусу — не нектар богов. Сверхцена на элиту ни к чему: покупают богачи и облизываются на бутылку годами. Хорошее вино должно быть доступно всем. К примеру, когда-то давно из Франции в Новый свет сослали за непопулярность сорт мальбек, и сегодня напитки коммуны «Монраше» за 5-6 тысяч евро даже в подметки не годятся ему, стоящему всего 600 рублей.

Дожить до 100

Амбициозная Европа несправедливо подавляет венгерское виноделие: на придунайских степях культивируют, как и 900 лет назад, известные сорта винограда — шардоне, пино, мускат. А национальную гордость — токайский напиток — до сих пор готовят по старинному рецепту XVII века: в сусло добавляют специальную пасту из заизюмленного винограда. Сами венгры сравнивают продукт с «белым пламенем».

Есть у меня такая бутылочка урожая 1924 года. Наверное, она сейчас стоит дорого. Через 10 лет ей будет 100 — тогда и открою. Вино — эгоистическое удовольствие.

На ликвидацию

Жаль, в России вино обречено играть вторые роли. С трудом представляю себе, как русские мужики под тарелку пельменей распивают изысканный напиток. Хотя проверено — и на Вятке можно заниматься виноделием. Понадобятся лишь блендер, эмалированные баки и стеклянные бутыли объемом 20 литров. Виноград, конечно, у нас не растет. Поэтому готовлю из крыжовника и белой смородины — вкусное белое вино получается, только хранится плохо — быстро заканчивается.


14.04.2014г.

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании