Зачем собственнику директор? (16+)
Первое интервью из серии «Путь предпринимателя с Евгением Романовым». Вопросы задаёт Екатерина Суслова, главный редактор журнала «Бизнес Класс», эксперты — Евгений Романов, собственник Smoking Shop, и его генеральный директор Семён Марамзин
Когда нужен директор
— На каком этапе построения бизнеса вы поняли, что вам нужен директор?
Евгений Романов: — Когда, вместо того чтобы заниматься важными переговорами, я не мог поднять головы от кучи отчётов и цифр. К тому же по натуре я человек мягкий, а командой нужно управлять жёстко. И я понял, что мне нужен человек, который возьмёт операционные задачи на себя и будет выстраивать отношения с командой в строгом ключе.
— Как вы искали себе директора?
Е.Р.: — Искал на различных площадках. Приглашал на интервью нескольких кандидатов, собирал портрет будущего директора. С Семёном мы знакомы давно и находились в дружеских отношениях. Было очевидно, что он подходит на эту должность, но для собеседования я пригласил эксперта из Москвы, из «Роснано», чтобы всё было объективно и наша дружба не помешала принять правильное решение.
Семён Марамзин: — Мы с Евгением познакомились, когда работали вместе торговыми представителями. Дальше наши судьбы разошлись, но контакт не потеряли. Моей целью был карьерный рост в качестве управленца. И всё получалось. Я работал в одной из торговых компаний, управляя филиалами четырех городов: Казани, Йошкар-Олы, Чебоксар и Кирова. В пандемию принял решение вернуться в Киров. С Евгением не один раз обсуждали мое участие в его проекте, должность, оплату. В итоге мы договорились, и в январе прошлого года я пришёл в Smoking Shop сначала как руководитель отдела продаж. Укомплектовал штат, настроил его работу, мы увеличили товарооборот, показали нужный результат, и через полгода я стал сначала и.о. генерального директора, а затем генеральным директором.
Увели бизнес? Сам виноват
— Евгений, вы не боялись, что Семен перетянет одеяло на себя и заберет ваш бизнес?
Е.Р.: — Недавно смотрел треннинг Игоря Манна, в котором он говорит, что очень хорошо, если мои сотрудники станут лучше меня и откроют бизнес. С одной стороны, это не дает собственнику расслабляться: он должен постоянно развиваться и быть в седле. Если твой работник ушел от тебя и открыл бизнес, значит ты плохо начал работать и сам виноват. С другой стороны, дело в доверии к человеку. У меня есть одна история по этому поводу. Я из Свердловской области. Когда переехал в Киров, у меня было два друга. Один Иван, второй Семён, мой нынешний директор. В сложный период Иван меня подставил на полмиллиона рублей и скрылся. А Семён как раз меня в тот момент спас — взял кредит, чтобы помочь погасить мой. Из этой ситуации можно понять, насколько я доверяю Семёну.
С. М.: — Есть люди-предприниматели, а есть — специалисты своего дела. Я отношусь к последним. Мне нравится разбирать каждый эпизод работы компании, но у меня нет такого лёгкого отношения к риску, как у Евгения.
Что делать, если люди не смирились?
— Сразу ли сотрудники смирились с тем, что их руководителем теперь стал Семён?
Е.Р.: — Конечно, нет. Поскольку их нанимал я, сначала они всё равно пытались все вопросы решать через меня. Не воспринимали Семёна как руководителя. Говорили, что он не знает товар. К тому же у Семена стиль управления в два раза жёстче, и чуть что, ребята жаловались мне. Но в итоге эта ситуация помогла выявить неэффективных сотрудников. Когда отдел продаж вместе с Семёном переехал в другой офис, ситуация наладилась.
С. М.: — Мне удалось выстроить такую систему, что сейчас при любой проблеме менеджер подходит к руководителю уже с одним или несколькими готовыми решениями. Это намного эффективнее.
— Семен, насколько в процентном соотношении вы действуйте самостоятельно?
С. М.: — Я думаю, 90% управленческих решений не нуждаются в согласовании с Евгением. 10% — это финансовые вопросы, которые необходимо согласовывать с собственником. Также за Евгением отсаётся последнее слово при работе с крупными закупщиками, например, с Китаем.
Е.Р.: — Собственник может сказать, что выстроил компанию только тогда, когда она будет работать без его вмешательства. Возьмем, например, «Тинькофф». Да, когда он продал бизнес, какие-то клиенты ушли от него. Тем не менее банк продолжает свою работу, генерирует доход для инвесторов и выплачивает дивиденды. Если я захочу продать свой бизнес, то все сотрудники будут уверены, что компания будет работать дальше.
5 обязательных качеств директора
— Евгений, назовите пять качеств лучшего директора компании, которые позволят собственнику доверить ему свой бизнес.
Е.Р.:— Во-первых, это взятие на себя ответственности за других людей. Мы понимаем, что в компании работает тридцать человек, у преобладающей части есть семейная жизнь и дети. Им нужно зарабатывать деньги, выплачивать кредиты, платить за квартиру. Директор должен брать эту ответственность собственника на себя. Он обязан понимать, что его действия в долгосрочной перспективе приведут компанию либо к краху, либо к результату. Второй и третий пункты — это умение импровизировать и обучаться. Сейчас мир меняется мгновенно: то пандемия, то мобилизация, то ещё что-то. Компанию нужно постоянно перестраивать и принимать быстрые решения. Директор должен быть гибким в обучении и легко вникать в детали. Четвертым качеством является умение управлять людьми, находить точки соприкосновения. Каждый человек индивидуален, и мы не должны воспринимать его как сотрудника. Вдруг у него случилось что-то дома, он сегодня не эффективен. А почему? Нужно разобраться, встретиться, выяснить, что случилось. Возможно, в силах компании как-то помочь. Пятое — это умение считать деньги. Если всеми вышеперечисленными пунктами директор обладает, но не умеет считать деньги, это приведёт вашу компанию к плохим результатам.