В период сложной экономической ситуации особенно важно работать сообща — услышать друг друга и не противостоять. В новом проекте журнала предприниматели и чиновники садятся за стол переговоров, чтобы без галстуков обсудить насущные проблемы и найти общее решение.
Наболевшие вопросы взаимодействия бизнеса и налоговой обсудили участники круглого стола
Откуда проверки?
Светлана Чарушина, руководитель ФНС по Кировской области: — В последнее время не редки столкновения между бизнесом и налоговыми органами. Выявляется все больше нарушений, в ответ — немало негативных отзывов. Почему у нас возрос интерес к предприятиям?
Все просто: задолженность налоговых платежей по региону — около 6 млрд рублей по всем уровням бюджета. Достаточно серьезный объем — нужно задуматься. Особенно тем предприятиям, которые «кредитуются» за счет средств бюджета и при этом имеют долги по отчетности. Не исключено, что скоро введут новые нормы в Налоговый кодекс и пени будут рассчитываться, исходя из ключевой ставки Центробанка. Сумма вырастет в три раза!
Стоит всего лишь сравнить
Светлана Чарушина: — Не секрет, что со сборами налогов у нас не все просто: по подсчетам, каждый одиннадцатый рубль взыскивается в принудительном порядке... Одна из проблемных отраслей в регионе — торговля — 36% от всего количества бизнес-предприятий в Кирове, налоговая отгрузка ее около 16%, что в 2-3 раза ниже показателей по стране...
Еще цифры для сравнения — темп роста строительства жилых площадей в Кировской области — 140%, в Оренбургской — 145% — почти одинаково. При этом динамика поступления средств в бюджет у нас 103%, в Оренбурге — 116%...
Продолжим аналогии: 60% всех налоговых отчислений нам приносит бизнес — много ли это? Остальное поступает от населения. Такая же ситуация в ПФО только в Марий Эл — республике, которая по наличию ресурсов в два раза меньше нашей!
Следующий парадокс — с количеством малого бизнеса. 47% кировских предпринимателей работают на «упрощенке». Что на 14% больше, чем в целом по ПФО, и на 16,5% больше, чем по всей России. Вопрос: откуда в Кировской области столько мелких фирм? Логично предположить, что это всего лишь так называемое «дробление бизнеса» — незаконные схемы оптимизации налогов. Вопросы к таким компаниям возникают после квартальных отчетов: доля ИП растет, но новые бизнес-проекты не появляются.
Светлана Киселева, генеральный директор ООО «Кировский завод охотничьего и рыболовного снаряжения»: — Почему «дробление» считается незаконным? В нынешних условиях для некоторых предприятий это возможность сохранить бизнес, рабочие места и поступление налогов в бюджет.
Светлана Чарушина: — Есть определенные нормы и судебная практика, мы всего лишь придерживаемся закона. А обсуждать, порочно это или нет, я бы не хотела.
Наказать нельзя простить
Светлана Чарушина: — «Двое работающих кормят одного тунеядца» — к сожалению, правило касается и нашей области. Для борьбы с теневой экономикой мы выбрали хороший способ: отслеживаем дорогостоящие покупки граждан и соотносим их с декларированными зарплатами. Ввели эту практику с середины 2014 года, уже есть результаты.
Со следующего года, возможно, добавится квартальная отчетность по НДФЛ. Не для того, чтобы запугать бизнес, наоборот, если обнаружите у себя налоговые риски — мы готовы обсудить проблему. Главная цель — не наказать «уклонистов», а оздоровить экономику региона, тем самым сделать его привлекательным для инвестиций.
Проверьте себя
Константин Гозман, генеральный директор агропромышленного холдинга «Дороничи»: — Чтобы облегчить диалог, расскажите подробнее, что же такое коэффициент налоговой нагрузки, как его считают?
Светлана Чарушина: — Сумму перечисленных вами налогов мы делим на сумму вашего дохода — это и есть тот самый коэффициент. Не хотите попасть в план налоговых проверок, можете их предотвратить — зайдите на наш сайт, найдите свое предприятие по роду деятельности и вычислите коэффициент. Если он окажется ниже среднего — наверняка интерес налоговых органов рано или поздно проявится. Не ждите, когда мы сами придем к вам. Обратитесь первыми — будем решать проблему цивилизованно. Суд — это крайняя мера, решение спорных вопросов, до него еще есть возражение и жалоба.
Зарплата подождет?
Олег Пантюхин, первый зам. ген. директора ООО «Кировский биохимический завод»: — В конце прошлого года стоимость сырья и материалов выросла в разы — это непредвиденные расходы, сильно ударившие по карману предприятия. Сейчас наверняка многие предприятия перед выбором: либо заплатить налоги, либо выдать сотрудникам зарплату. Что делать?
Светлана Чарушина: — Многие предприятия пользуются валютными кредитами — доллар и евро подскочили в цене и расходы возросли. Мы это понимаем и готовы идти навстречу — предложить отсрочку или рассрочку. Если этого мало для решения проблемы, реструктурируем задолженность.
Но если представить на одной чаше весов трудности бизнеса, а на другой — уровень жизни всего региона, то отношение меняется... Вы не заплатили налоги — как будут работать больницы, школы, садики? Откуда им-то деньги брать?
Андрей Маури, председатель КРО «Деловая Россия»: — Думаю, в первом квартале у налоговой еще сохранится рост по сборам — работают-то продуктивно и целенаправленно. А вот насчет второго квартала очень сомневаюсь. Будет ли предпринимателям чем заплатить?
Банк гарантирует?
Илья Прозоров, председатель правления ОАО КБ «Хлынов»: — Отчетность за первый квартал 2015 года могла бы быть лучше, но мы надеемся на возврат к прежнему уровню — перспектива вполне реальна. Многие из тех, кто сегодня здесь собрался, наверняка испытывают дефицит оборотных средств. Однако не все помнят, что для возмещения НДС есть такой эффективный инструмент как банковская гарантия. Действует ли он в таких непростых ситуациях?
Светлана Чарушина: — Банковскую гарантию никто не отменял. Вопрос только в том, насколько часто ее выдают.
Илья Прозоров: — Действительно, объем выданных банковских гарантий сегодня может быть и больше.
Светлана Чарушина: — Однако этот инструмент работает. Это доказывает, что сложную ситуацию можно преодолеть общими силами, не обвиняя всех вокруг.
Азиз Агаев, директор компании «Бизнес-информ»:
— Предвзятое отношение налоговой до сих пор себя не изжило, но изменения происходят — чем больше будет встреч и диалогов, тем охотнее начнет признаваться «презумпция невиновности». Обмен мнениями еще никому не навредил, в том числе в формате тет-а-тет. Бизнес узнает подходы налогового органа, а тот, в свою очередь, получит информацию о настроениях предпринимательства — все из первых уст. Можно ли повысить эффективность таких встреч? Условия для этого, на мой взгляд, еще не созрели. Бизнесмены должны стать более открытыми. Но это возможно только тогда, когда они действительно не будут приближаться к «серой» зоне, начнут использовать исключительно предоставленные законом возможности, а не искать пробелов и недоговоренностей в кодексе, чтобы не платить налоги. Многие говорят, что ситуация сейчас критичная. А я так не считаю. Главное — преодолеть коррупцию, тогда люди перестанут использовать «однодневки».
Чиновники тоже так и не научились признавать свои ошибки и исправлять их. Сколько бы предпринимательское сообщество ни кричало в 2010 году, что нельзя увеличивать страховые взносы, к ним не прислушались — результат нулевой. Кто-нибудь из представителей власти после этого выступил с повинной, кто-нибудь ушел в отставку? Никто... Сумма сборов должна приумножаться не за счет повышения ставок, а путем расширения налоговой базы. Нужно создавать такие условия, чтобы бизнес развивался и благодаря этому платил больше, но в разумных пределах.
Предпринимателям же пора прекратить возмущаться тем, что власть неэффективно использует или присваивает бюджетные средства. Лучше, уплатив полагающиеся законом взносы, настойчиво требовать прозрачного распределения и открытого освоения денег под контролем тех же налогоплательщиков, а не «слуг народа», сидящих у бюджетного «корыта».
Вы можете стать участником следующего круглого стола — Присылайте заявку на redbk@rntmedia.ru
13.05.2015