Мне было 4 года, когда началась война
Катерина Суслова: — Анатолий Михайлович, что самое яркое Вы помните из своего детства?
Анатолий Подлевских: — Мне было 4 года, когда началась война. Отец ушел на фронт, поэтому я, как и все дети того времени, рос в необходимости труда. В 6 лет один возил на лошади в поле воду и навоз. Ездил на сенокос — жара, оводы, мошкара! Но хочешь не хочешь, а работать надо.
К.С.: — У современных детей совсем нет необходимости трудиться. К какому будущему это может нас привести?
А.П.: — Сейчас совсем другая обстановка для воспитания детей. К сожалению, с малых лет они уже обращают внимание на то, за кем на каких машинах родители приезжают, кто в чем одет. У многих из них складывается убеждение, что трудиться вообще не надо, все дается даром. Социальное расслоение стало очевидным, как никогда. Для сравнения, например, в период социализма разница зарплат директора, главного инженера и, допустим, бухгалтера была всего 5-10%.
К.С.: — Вы считаете, плохо стремиться к материальному достатку?
А.П.: — Нет, не плохо. С одной стороны, это хорошая мотивация учиться, без образования сложно достичь успеха в жизни. С этим согласится большинство. С другой стороны, дети очень обеспеченных родителей часто уезжают за границу и теряют связь с Родиной. Это плохо, на мой взгляд. Но дело даже не в этом! Вы спросите молодежь: где ты возьмешь миллионы? Большинство вам ответят — пойду в чиновники! А где берут чиновники такие суммы? Обогащаются незаконно за счет коррупционных схем! Я всю жизнь прожил на Вятке, поэтому могу уверенно сказать, что раньше здесь такого воровства не было. Жаль, что сегодня некоторые идут во власть не работать, а зарабатывать.
Меня возмущает
К.С.: — Давайте вернемся в Ваше детство. Какими Вы помните маму и папу?
А.П.: — Отец всегда руководил, умел требовать и заставлять подчиняться. Его все уважали. Когда он вернулся с войны, его выбрали председателем колхоза. Мать была очень красивой женщиной, работала с утра до вечера, хотя ведь отец, будучи председателем, мог бы облегчить ей жизнь. Но он этого не сделал, наверное, потому что тогда принято было жить в постоянном труде. После войны у нас появилась большая семья: родилось две сестры и два брата.
К.С.: — Вы как старший ребенок в семье чувствовали ответственность за младших?
А.П.: — Я и сейчас чувствую эту ответственность. Стараюсь, как говорят, держать руку на пульсе: с моими братьями и сестрами мы постоянно на связи. Хотя в детстве я не защищал младших — с другими малявками они всегда сами разбирались.
К.С.: — А вообще в жизни Вы не оказывали им протекцию?
А.П.: — Вот вы задали вопрос, и я думаю: почему я не помогал? Ведь можно было многое сделать! Однако я всегда считал, что каждый человек должен всего добиться сам. И они добивались! Хотя посмотрите сегодня, дети многих руководителей в стране заведуют крупными компаниями. Неужели такие все талантливые? Нет, это называется кумовство! Я такого не приемлю. Сегодня на многие посты назначают благодаря связям, а не профессиональным знаниям и опыту. Я категорически против этого. Считаю, что любой руководитель должен пройти весь путь сам — от мастера до главного инженера и директора. А уже из этих опытных специалистов можно выбирать мэров и губернаторов. Меня возмущает, что начальники многих министерств сегодня не имеют соответствующего отраслевого образования и тем более практического опыта работы. Поэтому я не удивляюсь, почему на высшем уровне часто принимаются необдуманные решения.
Мы заставили заводы делать это
К.С.: — Анатолий Михайлович, как Вы стали профессионалом в своей отрасли? С детства хотели построить карьеру?
А.П.: — Вовсе нет, я был обычным мальчишкой: играл в футбол, бил окна мячом, за это меня наказывали, дрался на переменах, переводил часы, чтобы урок закончился на 10 минут раньше положенного. После 7 классов в 14 лет пошел работать на завод «Физприбор», сначала учеником токаря, потом токарем, затем слесарем-сборщиком. В армии я попал в радиоразведку и занимался радиоперехватами. Мне повезло, все офицеры были образованные люди, со светлой головой. Глядя на них, я понял, что именно знания — тот самый ключ, который приведет меня к успеху в жизни. Тогда я обратился к командиру части с просьбой разрешить мне посещать школу,чтобы закончить 10 классов. Он разрешил. После армии в Кирове я поступил в наш энергетический институт и сразу пошел работать на завод ОЦМ, которому отдал 10 лет.
К.С.: — Какую карьеру там построили?
А.П.: — От электрика до энергетика, от члена бюро комитета комсомола до секретаря комитета комсомола. Потом меня пригласили в строительный отдел обкома партии, которым я вскоре стал заведовать. Я благодарен Вадиму Викторовичу Бакатину, который приехал к нам первым секретарем Кировского обкома ЦК КПСС. Он был энергичнейшим человеком и в первую очередь занялся изучением кадров руководителей, менял их, где требовалось, на более инициативных, на наших, кировских, а не на привозных «котов в мешке».
К.С.: — Чему научились у него в первую очередь?
А.П.: — Во-первых, ответственности. Четко усвоил, что, если мне поручают вопрос, я за него лично отвечаю. В те времена мы занимались развитием в Кировской области стройматериалов, реорганизацией и реконструкцией заводов (например, стрижевского силикатного). Заставили сами заводы вкладываться в развитие отрасли. Решали вопросы строительства в сельском хозяйстве — искали средства на развитие социальной сферы и инфраструктуры. Во-вторых, я учился у Бакатина дисциплине и ввел в свой процесс управления руководителями подконтрольной мне отрасли еженедельный обязательный контроль за выполнением стоящих задач. Уверен, что благодаря этому нововведению мы достигли серьезных рубежей: за 2,5 года в области увеличили рост социальной сферы и жилищного строительства почти в 2 раза.
Потерял «сознание» от такой новости
К.С.: — Как Вы восприняли новость о распаде СССР, предвидели это?
А.П.: — Нет, не предвидел. Когда узнал, что СССР больше нет, был подавлен, понимая, что это начало развала государственного управления.
Я тогда работал первым заместителем Василия Десятникова, председателя Кировского облисполкома. Написал заявление на увольнение, настоял на этом. Мы с партнерами создали фирму «Вятка-Надым». Решили строить для газовиков жилье. Потом жизнь пошла своим чередом. Вскоре началась реорганизация «Газпрома», и мне предложили создать в Кировской области дочернюю фирму. Так я стал генеральным директором «Кироврегионгаз» (сегодня «Газпром Межрегионгаз Киров»), в 67 лет ушел на пенсию, хотя сейчас в свои 80 с небольшим не сижу без дела: участвую в работе детского фонда, в организации «Ветераны комсомола», в бизнес-клубе и еще много чем занимаюсь. С общественностью связь не теряю, чувствую себя уютно.
Закрыть глаза на ревность
К.С.: — А если поговорить о семье, Анатолий Михайлович. Что помогло Вам с супругой Светланой Николаевной сохранить ее, не расстаться?
А.П.: — В этом году мы отпраздновали 57-летие совместной жизни. Что помогло не развестись? Я живу интересной жизнью, она живет интересной жизнью, кроме профессиональной деятельности (40 лет на заводе ОЦМ отработала, из них 20 лет — главным бухгалтером), она человек коммуникабельный, в компании незаменима — прекрасно поет, обладает волшебным тембром! Мы с ней отлично танцуем. У нас всегда много друзей. Когда надо поругаться, ругаемся 5-10 минут. Кризисов в наших отношениях никогда не было, возможно, потому что моя жена хороший дипломат и умная женщина.
К.С.: — На что можно закрыть глаза в супружеской жизни?
А.П.: — На ревность. Она разрушает семьи. Важно не забывать, что каждый человек — это личность. Если давить на него, он захочет освободиться, уйти. Мы никогда не давили друг на друга и не пытались удержать. Человек сам себя должен уметь вовремя останавливать.
К.С.: — Вы считаете себя хорошим отцом?
А.П.: — Это мой больной вопрос. Когда у меня появились дети, был как раз период самой ответственной моей работы, поэтому им я уделял мало внимания. Их воспитывали детский сад, школа и бабушка. Поскольку я сам привык к дисциплине, то сразу требовал ее от сыновей, надо было быть помягче.
К.С.: — Вы сильно контролировали своих детей?
А.П.: — Нет, в том-то и дело! Если бы контролировал, они бы избежали многих ошибок. Но я доволен своими сыновьями и внучками. Они хорошо воспитаны и имеют достойное образование и специальности.
К.С.: — О чем Вы жалеете?
А.П.: — На государство я честно и добросовестно отработал. Отдавался своему делу полностью. Семье меньше времени и сил уделял, чем работе. Но мужчина так и должен поступать, чтобы быть настоящим стеновым хребтом, на который могут опереться все домашние. Если копнуть глубже, что такое государство? Ведь оно состоит из семей. Его основа — семьи. А семья — это уже основа личности. Тут все взаимосвязано и сложно. Жалею, что не решил некоторые вопросы, связанные с работой газовиков. К сожалению, активная жизнь ограничена пенсионным возрастом. До 65 лет человек все должен отдать для развития общества, а дальше уже жить для себя: путешествовать и отдыхать, заниматься любимым делом.
Работать на себя, но не быть хищником
К.С.: — Вот Вы прожили эту жизнь. Какой мудростью можете поделиться?
А.П.: — Человек рожден в государстве, и надо свое государство любить, уважать и защищать любой ценой, тем более свою малую родину — Кировскую область. Вкладывать свой труд в ее развитие. А хороший труд и рост по служебной лестнице выше оплачивается любому специалисту, что человеку помогает решать экономические и материальные вопросы в семье. Естественно, достигать цели не значит любой «ценой». Работать на себя надо, но при этом не быть хищником, а быть, так сказать, государственником. Задумываться о жизни своих детей и внуков, о будущих поколениях. Мне лично не все равно, что за поколение вырастет. Или оно действительно желает стереть все границы и раствориться во всем мире, или же сохранить Россию как нацию. Поскольку основа любого государства — это семья, то человек должен ее создать, родить и воспитать детей, показать им путь вперед, а дальше отпустить, пусть они пробьют себе дорогу сами. Что посеем, то и пожнем.
К.С.: — Есть ли у Вас полезные привычки? Что помогает Вам сохранять активность?
А.П.: — Я люблю книги, охоту, технику. С сыновьями мы имеем квадроциклы, снегоходы и даже трактор. За всем этим нужен уход. К тому же у нас на даче есть огород и теплицы — все это без присмотра тоже не оставишь! Утром встану, выпью кофе — и всегда есть чем заняться. Недалеко от дома у меня посажено 600 деревьев. Каждые 2-3 недели я между ними выкашиваю траву, чтобы тропинки не зарастали и можно было гулять.
Так как все мы охотники, то в охотхозяйстве также требуется работать. Засевать поля, чистить просеки, ставить вышки. Охотничья бригада — это особые друзья. Надежный народ, друг друга не подведут. Осенью у меня начинается общественная жизнь: участвую в разных заседаниях, областных и городских торжествах. Зимой нравится чистить снег — не лопатой, конечно, а снегоуборщиком.
К.С.: — От чего получаете удовольствие?
А.П.: — От всего! Получаю удовольствие, когда перед сном ко мне приходят мой любимый пес Лимон и мой кот Сема. Чему радуюсь? Знаете анекдот? Если утром проснулся и ничего не болит, значит ты умер. Но если то, что должно болеть, болит не сильно, я радуюсь жизни. Счастлив, что могу встать и пойти поливать грядки. Могу дать такой совет всем: проснулся — радуйся, засыпаешь — радуйся! Не думай ни о чем плохом, потому что, если будешь много думать об этом и вспоминать, кто тебя предал, кто навредил (а таких людей все равно в жизни немало!), от этого будешь разрушать сам себя. Поэтому всем рекомендация: доживете до моих лет — засыпайте хорошо, просыпайтесь хорошо и радуйтесь жизни!
01-09-2019