— Ради поездки в лагерь пришлось ночевать на вокзале, — Дмитрий Батогов, заместитель главного врача больницы РЖД
Как в армию
— Поездка в «Артек» далась нелегко: если бы не «горящая» путевка в райкоме комсомола, я бы не смог поехать в лагерь. Затем целую неделю проходил медкомиссию, и даже перед самым отправлением нас в последний раз проверили: годен-не годен — как в армии. И в пути без приключений не обошлось: «Вятка» опоздала, и мы не успели на поезд в Симферополь — в результате ночевали на Курском вокзале на чемоданах — сложно представить...
Совсем по-взрослому
Что меня поразило в первый же день: в «Артеке» к вожатым обращаются просто по имени. Нами руководили Сергей и девушка Джамал. Мы поначалу выпытывали у них отчество, но день на третий привыкли. А в конце смены, когда они оставляли нам адреса, естественно, с полными именами, были в недоумении: какой еще Сергей Юрьевич? Вожатые, скорее, были как старшие братья и сестры, нежели наставники: «Артек» — это настоящая детская республика со своим самоуправлением — не путать с анархией. Мы учились нести ответственность за свои поступки, у нас были «взрослые» обязанности: например, следить за чистотой в корпусе или за построением на обед.
Стал «гагаринцем»
Мы были в необычной дружине: наша «Хрустальная» носила имя первого космонавта Земли, Юрия Гагарина. Он часто приезжал в «Артек», общался с ребятами, рассказывал истории про далекий космос, был с детьми на равных. Для «Артека» Гагарин навсегда остался любимым героем и самым желанным гостем. Кроме него в лагерь приезжали и другие знаменитости, но Юрия Алексеевича всегда встречали с особой теплотой.
Дружили парами
Но и кроме именитых гостей в «Артеке» было много удивительного для меня: например, девочки здесь общались с нами на равных. В школе был один порядок: все мальчишки — дураки, все девчонки — дуры. Здесь было по-другому. Нас учили общаться друг с другом и дружить: устраивались «рыцарские вечера», обучали бальным танцам. Часто игры были в парах: мальчик и девочка или команды из нескольких пар.
Дмитрий Батогов: пятый слева в верхнем ряду
Пролетарии, объединяйтесь
Особенное внимание в «Артеке» уделяли интернациональной дружбе: во всесоюзном лагере отдыхали дети практически из всех уголков СССР. Именно здесь я не только познакомился с ребятами из других республик, но и нашел себе друзей на всю жизнь. На очередном концерте нам нужно было выглядеть нарядно: белый верх, черный низ. А я, как назло, оставшуюся парадную рубашку запачкал — другая лежала с оторванными пуговицами. Мамы рядом не было, а пришивать пуговицы или стирать было некогда. И вот, стою я за кулисами и раздумываю, что же делать. И навстречу мне идет мальчик из соседнего отряда — казах. Мы не были знакомы, но я попросил его одолжить рубашку. Он, ни слова не говоря, стащил ее и отдал мне. После этого случая мы сдружились.
Маленькая жизнь
Сейчас, глядя на «Артек» глазами взрослого человека, понимаю, что это был важный стратегический объект по подготовке советской элиты. В школе, дома с экранов черно-белых телевизоров и из радиоприемников говорили о строительстве коммунизма — светлого будущего, где нет классовых и национальных различий, где не нужны деньги. После того, как в лагере мы пожили этой жизнью, возвращаться сюда, в недостроенное настоящее, не хотелось. Но пришлось: когда мы приехали в Нолинск, я пришел домой и даже всплакнул. Ничего не хотел, просто мечтал вернуться обратно в «Артек».
Читайте также: Вонь от «даров моря» распространялась в холл (Дмитрий Махнев)
03.07.2014г.
Июль 2014 / № 07 (68)