О первых шагах в спорте, личной свободе в карьере и любви к провинциальной жизни — Клим Байков, гонщик
Я держу руль в руках с 10 лет
— Я рос послушным мальчиком — в дневнике почти одни пятерки, уроки делал вовремя, больших забот родителям не создавал. Как и все в моем детском возрасте, обожал модели машин, знал все марки и постоянно их рисовал. В конце 90-х технологии как раз рванули вперед и на смену журналам о машинах пришли первые компьютерные игры, и я с головой окунулся в мир виртуальных гонок. Need For Speed, Colin McRae Rally, куча различных гоночных симуляторов — чего только не было. Родители никогда не пытались выдернуть меня из-за компьютера. Я бы даже сказал, что они отнеслись к моему увлечению в высшей мере понимающе. И как–то незаметно отец переключил мое внимание с экрана компьютера в реальный мир.
До увлечения ралли было еще далеко, но уже в 12 лет я уверенно держал руль в руках, изучал инженерные основы моторного спорта и участвовал в первых областных соревнованиях в секции картинга при заводе «Авитек». Моим тренером был Сергей Васильевич Санников, последний чемпион СССР по картингу. Этот титул он завоевал в 1991 году. А в 2001 году свои силы на Кубке России попробовал уже я.
В секции картинга я был «цыпленком»
Надо сказать, что мой тренер — человек железного характера. Он всю свою жизнь занимался гонками и в непростые для страны времена, после того как сам «повесил шлем на гвоздь», продолжил свое непростое дело. Он сумел сохранить секцию при заводе, сумел убедить множество начальников в нужности и пользе своего дела, сумел оставить и сберечь помещение для работы секции. К тому же не стоит забывать, где это всё находится.Не все ребята приходили туда послушными и с полной готовностью выполнять указания тренера. Филейка, ну вы поняли.
Когда я впервые 12-летним школьником оказался во всей этой атмосфере, то почувствовал себя нежным тепличным цыпленком. Но всё пошло как-то на удивление легко. Работа с техникой мне нравилась, я понимал «железо», оно мне отвечало, а оптимизм и азарт тренера плюс первые спортивные результаты с лёгкостью перевесили все нюансы «тёплого» приёма филейских ребят. В этом году будет уже 20 лет, как я занимаюсь автоспортом, но до сих пор помню, какими забавными были первые поездки на соревнования. Обычно мы ехали на папиной машине все вместе — я, мама, папа и тренер. А сзади был прицеп с картом. Папа создавал быт и был «инженером на подхвате», мама кормила нас и поддерживала уют в команде, а тренер гонял меня на тренировках, пока я не начинал «чеканить» круги по-настоящему хорошо.
Картингом я занимался 5 лет, был обладателем Кубка Москвы и регулярно «заезжал в тройку» на всероссийских соревнованиях. С тех пор прошло очень много времени, я уже давно езжу на все соревнования сам, сам выбираю, в какой стране мы будем выступать и с какими задачами, сам занимаюсь инженерной частью в команде и получаю от всего этого огромное удовольствие. Отец раз-два в год выезжает куда-нибудь нас поддержать, как раз через три недели он летит с нами в Латвию на чемпионат Европы по ралли, где мы будем выступать. Это очень приятно, и я дорожу этим временем, проведенным вместе с ним на гонках, ведь именно так я провел всю свою юность. Мамы с нами уже, к сожалению, нет, а тренер так и продолжает своё дело — тренирует юных пилотов.
Мою машину построили старожилы раллийного спорта
Тем временем я подрастал, и картинг начал мне казаться промежуточным шагом в моей спортивной жизни. Возможно, скрупулёзная работа где-то «там», на картодромах разных городов страны (а мы в то время выступали везде, от Курска до Чёрного моря и от Пскова до Урала) виделась мне менее яркой, чем возможные победы здесь, в родном городе, на набиравших тогда популярность соревнованиях по зимним ледовым гонкам на автомобилях. И я сменил спортивный вектор. Параллельно я тогда проехал два сезона в Кубке России по снегоходному кроссу с моим другом Сергеем Юферевым, который вскоре выполнил норматив мастера спорта и стал чемпионом России. Я же остался с автомобилями. Ледовые гонки оказались ярким эпизодом моей спортивной жизни, но скоротечным. Всё, что можно было выиграть в нашем регионе, было выиграно, соперники оставались те же, поворотов по-прежнему два (это были зимние гонки на стадионах). И тут в моей жизни случилась встреча, что называется «круто повернувшая жизнь».
Внутри маленькой, но очень яркой кировской автоспортивной «тусовки» я познакомился с раллистами — экипажем, блиставшим на небосклоне советского и российского ралли в 1980-х-1990-х годах Сергеем Бусыгиным и Андреем Колышницыным. Тут, что называется, «понеслось». Они, будучи уже ветеранами, увидели во мне желание и азарт, я же без остатка впитал советы и опыт «старой школы» ралли. Не успел я опомниться, как стартую с Андреем Колышницыным в качестве штурмана на этапах Кубка России по ралли в сезонах 2010-2011 года на нашей свежепостроенной раллийной ВАЗ-2105. Кстати, разница в возрасте между нами была 25 лет. Все это было почти 10 лет назад, и я тогда совершенно осознанно понял, что встретил нужных людей и в нужном месте.
Дисциплина «классическое ралли» (когда в машине пилот и штурман) оказалось на 100% моей, и это, я надеюсь, надолго.
Почему «пятёрка»? Я до сих пор точно не знаю, но точно лишь то, что, какую именно машину строить, вопросов никогда не стояло. Только «Жигули», только «олдскул». Быть может, Андрей с Сергеем так на меня повлияли, да и рынок спортивной техники не был так развит. Это сейчас можно купить любой новый спортивный автомобиль заводской подготовки. Это будет легко и просто. К примеру, раллийная Ford Fiesta или Peugeot 208 младшего мирового класса R2 будут стоить примерно по 70 тысяч евро. Можно будет обслуживать машину в профессиональной команде и самому только летать на самолёте на гонки и не забывать за всё платить. Хотите больше? Пожалуйста! Заводская Skoda Fabia R5, на которой можно стать чемпионом Европы стоит ~300 тысяч евро. Всё в свободной продаже. Но ещё должна быть команда, которая умеет работать с такой ювелирной техникой, ещё нужно очень много покрышек, а ещё её можно разбить на первом тестовом километре, так тоже бывает. А ещё и вам надо быть стоящим пилотом, потому что соперников будет очень много и все они будут отнюдь не «бизнес-драйверами».
Мой путь немного в другом. В своём автомобиле я реализуюсь как инженер. Я люблю работать со спортивным «железом» и разбираться в этом. Моя история — создать то, на чём мы сможем победить, и точно понимать, как это работает. Я в большом количестве покупаю английскую и американскую инженерную литературу, изучаю «мировую» технику и самые лучшие и интересные решения стараюсь применить в своих «Жигулях». К слову, от «Жигулей» у нас остались узнаваемая форма и неукротимый дух. Рулевое — немецкое, подвеска — шведская. кинематика — собственные разработки, КПП — словацкая и так далее, помноженное на тысячи человеко-часов скрупулёзной работы. Сейчас моя команда — это я — пилот, Андрей Клещёв — штурман (он из Москвы и по совместительству является одним из ведущих автоспортивных журналистов страны) и наш инженер и механик Андрей Чупраков.
«Жигули» стали моим шенгеном в большие гонки
Впервые наш экипаж попробовал «загранку» на зуб в 2014 году. Это было ралли «300 озер» в Литве. Мы тогда выиграли в специальном Жигулёвском классе, а эмоционально эта гонка настолько нас удивила, что, как сейчас говорят, «Жизнь не будет прежней». Количество участников, зрителей, уровень организации и продуманности гоночных процессов оставил мощнейшее впечатление.И вот, прошло почти 5 лет с того первого визита, а мы всё это время выступали в Прибалтике. Видимо, сильно нам тогда в Литве понравилось. Мы стали бронзовыми призёрами чемпионата Эстонии 2016 года и дважды чемпионами Эстонии в 2017 и 2018 годах в своем классе. Безусловно, мы чередуем наши соревнования в Прибалтике с российскими гонками, но приоритет всё равно остается «там». Уровень развития классического ралли ещё со времён СССР в странах Балтии всегда был выше. Даже в сборной Советского Союза по ралли всегда было доминирующие число прибалтов. У них это как национальный вид спорта, как хоккей для канадцев или американский футбол в Новом Свете. Между большинством финских и эстонских хуторов дорожки такие, что хоть сейчас готовы принимать чемпионат мира по ралли. И мы всегда очень рады оказываться на новых гонках и в новых странах, потому что образ «русских на «Жигулях» всегда привлекает много внимания. Везде же есть свои локальные герои, а тут эти «быстрые русские, которые забрались очень далеко»! К примеру, в ноябре 2018 года мы ездили в Германию на ралли «Лаузитц» и были приятно поражены вниманием публики. Люди насмотрелись на «европейские» автомобили и команды, потому что в целом их техника всегда одинаковая, отличаются только экипажи, а нас разглядывали как диковинную находку. Нам не верили, что мы реально притащили сюда эти «Жигули» на прицепе за 3 500 км просто потому, что нас пригласили (кстати, ту гонку мы выиграли). Так что ещё и эмоционально это всё очень правильно.
Вятская «пятерка» в Скандинавии
Сейчас мы продолжаем наше спортивное развитие, в сезоне 2019 года выступаем в чемпионатах Латвии и Эстонии одновременно. В эстонском сейчас лидируем и приложим все усилия, чтобы взять третье чемпионство. В качестве вектора новых побед и впечатлений мы в этом году проедем две гонки в Скандинавии. 10-11 мая ралли в Финляндии и 31 мая-01 июня ралли в Швеции. Вятские «Жигули» в Скандинавии. Как вам? Да, весь этот спорт сложен, требует полной отдачи и внимания к деталям, очень недёшев и никогда не приносит финансовой отдачи. Это дело надо любить, и оно того стоит.
26-05-2019