История успеха
Ноябрь 2020 / №11 (142)

Хочешь быть независимым — попробуй! (0+)

До физической боли мне стало ясно, чего на самом деле надо бояться в этой жизни, а что по-настоящему ценить и любить. Сегодня на наши вопросы отвечает Людмила Михайлова, учредитель фирмы «Михайлов», создатель линии одежды собственного бренда MiLaMi

Хочешь быть  независимым — попробуй!

Били нас насмерть

— Какие три принципа, почему мое дело живет?
Вот они. Работай всегда. 
Работай всегда честно.
В бизнесе мелочей нет.

За счет этих принципов удалось избежать серьезных падений… Правда, на заре бизнеса, когда нас уничтожали чиновники, приходилось пару раз начинать с нуля новое направление, но мой покойный муж Михайлов Владимир Орестович был в этом плане гениален, идеи сыпались как из рога изобилия. 
Предвидя ваш вопрос о борьбе частного с государственным, скажу сразу — били нас насмерть! Потому что первое частное предприятие в медицине — это была бомба! Всерьез сначала нас не приняли, что дало нам фору. Первая частная медтехника: мы обеспечили мединструментами 420 больниц и медпунктов Кировской области, все больницы Коми, Архангельска, целый административный округ Москвы. И это всего за 2 года работы, в штате было всего 6 человек вместе с нами — кому это понравится? В то время госструктуры уже забыли, что такое хорошо и честно работать (я говорю о монополистах, о «Медтехнике» и «Фармации»). Нас уничтожили силовым методом — приказом. Было страшно, больно, отчаянно! 

Ее знала вся область в 1993 году!

Но еще до случившегося Владимир Орестович предложил попробовать открыть первую частную аптеку. Тихонько начали… Привозили в чемоданах лекарства, которые были в дефиците и очень дороги в гос­аптеках. Тогда мы узнали, что госаптеки делали наценку в 300-400%. Мы решили работать дешево: в 4-5 раз дешевле, чем у них. Сначала открыли аптечку в киоске «Союзпечати» на площади Лепсе… Потом еще одну — в горисполкоме. Не все чиновники были врагами, был такой замечательный человек, царствие ему небесное, Андрей Владимирович Плюхин, поддержал нас. Помог оформить в аренду помещение старого детского сада на Октябрьском, 143. Без всяких условий. Пусть и в аварийном состоянии… Мы восстановили его, как смогли, и переехали туда. И вот когда нас срубили на корню с инструментарием, там открылась легендарная аптека «Михайлов». Ее знала вся область в 1993 году! А медтехнику мы сохранили, она работала еще 25 лет, правда, не так масштабно. Пандемия только справилась с ней!

На это был способен только Михайлов

Что рассказать вам на вопросы о 90-х? О чем скучаем и ностальгируем?

Да некогда скучать, все эти годы был равномерный накал и ответственность, так что особой ностальгии по тем временам не чувствую. Молодость была и смелость — это да! И море бизнес-идей! Все, кто не боялся нового, находили свои ниши. Способы, конечно, выбирали разные… Тут уж каждому свое! Получается, что из тех предпринимателей, кто начинал вместе с нами, мы ушли подальше многих.  

А примеры из тех времен… Разве все расскажешь — целая жизнь же.

Рассказываю про период с августа по ноябрь 1995 года — было жестко! Для краткости — в хронологическом порядке.

1 августа мужу удалили раковую опухоль желудка. Но операция была сделана плохо — он погибал. Пришлось погромыхать у главного врача!

6 августа провели повторную операцию. 21 августа его выписали из онкодиспансера в удовлетворительном состоянии.

В начале сентября мы уже уехали в Белоруссию с командой «Ротари-клуба», муж отказался от инвалидности и решил жить в полную силу!

15 октября ехали с примерки свадебного платья мимо нашего офиса на Октябрьском, 143, увидели пожарные машины. Мы — горим! Под нашим офисом загорелись захламленные кладовки жильцов, в которых жили бомжи. Пожар поднялся к нам по перекрытиям. Все 600 метров помещения задымлены, аптека — черная, вся в копоти! В бухгалтерии светильники оплавились и капали пластмассой, как дождь, склады залили пожарные — воды по колено, рулоны ваты, коробки с бинтами, упаковки лекарств — все плавало. Что не сгорело и не залито водой, пожарные выворачивали баграми, вскрывали полы, выбивали двери. Такая вот у нас случилась ночь. Мы сами почернели тогда.

27 октября мы поженились.

В ноябре (не помню число) опять же с большой командой «Ротари» мы должны были лететь в Тель-Авив… Поскольку дел много, не поехали «Вяткой», решили отправиться поздне — на старенькой «Волге» сразу в «Шереметьево». На подъезде к Советску заглох двигатель. Ночь. Водитель, молодой парнишка, выскочил, открыл капот, зажег спичку, чтобы глянуть, что с мотором… А мотор вспыхнул! Оказалось, разлетелся карбюратор… А я сидела на заднем сидении машины — на бензобаке,
на минуточку! Муж мгновенно среагировал, бросил на двигатель куртку. Затушил. Машина неисправна. Владимир Орестович помчался в центральную районную больницу, нашел, где живет главный врач, привел его в гараж больницы, нашел механиков… все вместе они три часа собирали тот карбюратор. Собрали. Дальше муж уже сам поехал за рулем, не доверил больше чудаку. Дорога зимняя, тяжелая, но на своем характере и воле он ехал почти без остановок, машина тащилась  70 км в час.

На следующий день мы даже успели в аэропорт, НО! Не знали, что в Израиль самолеты улетали из «Шереметьево-2». Поднялся буран, самолет стоял на полосе 40 минут, но нас на посадку все равно не пустили. Да и виза была групповой — у руководителя группы в самолете. Уехали в гостиницу.

В 19 часов звонок из Кирова — начальник отдела медтехники осторожно сообщила, что в 12 часов дня в Казани угнали наш новый КамАЗ, груженный под самый тент стоматологическими инструментами, дефицитным кетгутом и рентгеновской пленкой. Груз был дороже КамАЗа в 6 раз. Немая сцена. Но утром Владимир Орестович «на фокстроте» сказал: «Лю, поехал-ка я в израильское посольство!» Я ошалела, но молча села ждать его у окна. Через три часа он приехал с годовыми визами и с билетами на самолет на следующий день... На это был способен только мой Михайлов — просто договориться с послом! КамАЗ через неделю нашли разграбленным.

Почти такой же был 1998-й... До физической боли в тот год мне стало ясно, чего на самом деле надо бояться в этой жизни, а что по-настоящему ценить и любить.
Самый страшный удар бизнесу был нанесен внезапной смертью мужа. Оборвались его планы и договоры, о которых он еще никому не говорил. Надо было их закончить, а масштаб такой, что выполнить все казалось запредельным чудом. Тогда и подняли меня мои люди. Это был такой плотный кулак и сила! Они просто поставили меня на ноги и держали со всех сторон, пока я не окрепла.

Поэтому в своем бизнесе я прежде всего горжусь людьми. У меня все до одного — крутые профессионалы! Невзирая на ранги. И многие работают больше 20-25 лет… Это семья! Летом будущего года фирме «Михайлов» — 30 лет! Она с гордостью и честью несет свое имя в память о своем основателе — Владимире Орестовиче Михайлове. Знаю, что ему не было бы стыдно за свое детище.

Какие уроки я вынесла за время предпринимательства? Были жесткие уроки, без оглядки на женский род, на молодость. Но в бизнесе, как на дороге, — правила для всех одни. Ошибок я не повторяла и крепко усвоила: никогда не сдавайся без боя, если прав — доказывай и побеждай! Хочешь быть независимым — попробуй! Собирай хорошую команду единомышленников — по крупицам, никто не сделает это лучше тебя, самое большое богатство — люди! За 30 лет в моем коллективе было только два подлеца, один из которых был когда-то подругой. Иногда жалко, что так мало денег тогда заработали, ведь возможности были безграничными. Но зато не случилось глобальных аномалий, работали спокойно, достойно, равномерно. Испытания проходили с честью.

Теперь уже все можно!

Фирма «Михайлов» — дело моего мужа, от которого я приняла эстафету и 25 лет занималась тем, чем должна! А сейчас я делаю еще и то, что хочу! Я создала свой собственный бренд одежды «МилаМи» для женщин с достоинствами, для достойных, значит, женщин.

Вы спрашиваете меня, что такого произошло, что я вдруг ударилась в моду и стиль? Ну, во-первых, ударяются только лбом о косяк. Во-вторых, ничего не произошло. Просто ровно 5 лет назад, в мой 55-й день рождения, гуляя с мужем по Москве, в одном из бутиков я увидела одежду, похожую на ту, что заказывала у своих портных последние 20 лет. И я решила для начала растиражировать свой гардероб. Это понравилось очень многим! Возможно, мелькнула у меня тогда мысль: теперь уже можно все, пенсия же! Ну и вперед — за орденами!

Огромным достоинством линии одежды «МилаМи» считаю то, что я сама, как автор, постоянно ее ношу. Это вызывает огромное доверие у покупателей и в плане качества, и в плане удобства и красоты. А то у нас ведь как чаще — это я делаю для своего любимого народа, но сама, извините, одеваюсь в Милане… хоть и на тамошних распродажах!

Философия моего бренда: свободная одежда — для свободных людей. Моя одежда — продолжение меня. Но никогда она не становилась фетишем. Не понимаю людей, посвящающих себя подбору брендовых вещей и отдающих несуразные деньги за мелкую надпись в местном журнале — Светлана Индюкова в очках от Chanel и серьгах от Bulgari. Мне про одежду и обувь писать неудобно — такой отчет об имуществе. Вещи для меня все-таки носят утилитарный характер — одежда должна согревать, защищать, не вредить, подходить мне, нравиться и, по возможности, не быть похожей на ту, что носят другие. У меня череда юбилеев — 60 лет мне исполнилось в октябре. В ноябре 2020 года моей марке «МилаМи» 5 лет! Горжусь. Для нас открылись огромные перспективы, все стало получаться именно потому, что нас ждали! Ждали наши русские женщины, о которых забыла промышленность и модные бренды. Мы нашли нишу, где мало кто сейчас смог бы работать, это слишком хлопотно и не так выгодно. Но мне помогает основной бизнес, и это дает мне смелость и уверенность, а значит, развивается творчество и самые смелые планы осуществляются!

Нас уничтожили силовым методом, приказом. Было страшно, больно, отчаянно!

Только творить, не думая о хозяйстве

Как пандемия отразилась на фирме «Михайлов» и «МилаМи»? Да как на всех! Жестко! Аптеки работают, но с начала пандемии мы закрыли отдел медтехники, три аптеки в Кирове, правда открыли столько же в других, более выгодных местах. Уже планировали и 4-ую открывать. Но теперь новая засада — маркировка, к которой система не готова, и мы несем убытки. Сказывается и нехватка лекарств у поставщиков.

Что касается «МилаМи», в карантин мы шили маски и медицинскую одежду за копейки, но барахтались, не жаловались. Немного изменили ассортимент — мы очень мобильны в определении потребностей наших заказчиков! Лето, конечно же, съело все заработанные ранее накопления, но люди получали свои деньги. Повезло, что у меня большие запасы материалов — люблю, когда есть из чего работать… Из-за полного отсутствия трафика пришлось закрыть один из кировских магазинов. Возможно, закроем и второй, но еще поборемся, есть много идей… Зато у нас хорошая аудитория в онлайн-продажах. За 5 лет у нас появилось огромное количество заказчиков по всему миру. И сейчас в этом направлении работает молодая команда, я в них верю. Надеюсь, скоро наступит время, когда я буду только творить и создавать модели в своей лаборатории, не думая об экономике и хозяйственных вопросах.

Из тех, кто начинал вместе с нами, мы ушли подальше многих

09-11-2020

Оформить подписку на печатный журнал
Подписка на печатный журнал
Бесплатную подписку можно оформить только первому лицу компании