Гаси долги компании за свой счёт!
— Когда в 1950-х годах ботаники СССР мечтали создать огромную кормовую базу для крупного рогатого скота из борщевика Сосновского, никто не предполагал, что в итоге он мутирует в ядовитый сорняк, который губит фауну полей.
Проводя аналогию, можно сказать, что, преследуя благую цель и реформируя институт субсидиарной ответственности в 2017 году, никто не думал, что она нависнет, как Дамоклов меч, над владельцами бизнеса. При этом понятие контролирующего лица организации настолько расширилось, что под него попадают даже добросовестные контрагенты.
В нашу коллегию регулярно обращаются с запросом на сопровождение дел, связанных с попытками кредиторов принудить владельцев бизнесов погасить долги организации за свой счет.
Кейсы, когда мы восстановили справедливость
Например, руководителя организации, 5 лет поставлявшей тепловую энергию в один из районных центров, пытаются привлечь к субсидиарной ответственности, указывая, что из-за его действий организация стала неплатежеспособной.
Более внимательный анализ экономической деятельности в совокупности с нормативной базой, которой был обязан руководствоваться директор, показал, что причиной накопления долга стали не действия директора, а несовершенный механизм повышения тарифов по оплате тепловой энергии. Именно он не позволял своевременно реагировать на быстрое изменение цен на энергоносители.
Наша аргументированная позиция в этом деле помогла директору избежать субсидиарной ответственности.
Необычным было дело, в котором конкурсный управляющий пытался привлечь к субсидиарной ответственности главного врача обанкротившейся медклиники. Одним из важных обстоятельств, которое в конце концов позволило выиграть процесс в пользу нашего доверителя, явилась структура внутреннего управления в клинике. Она полностью исключала главного врача из принятия организационных и финансовых решений.
Хотелось бы изменить, но...
Мы уверены, что подход к субсидиарной ответственности в ближайшее время должен быть изменен.
Но пока наша коллегия продолжает защищать интересы участников рынка, несмотря на складывающуюся практику.