Не готов заплатить своей семьей за то, чтобы стать легендой, — о себе и своем бизнесе Константин Русских, владелец сети салонов «Макси Флора», в интервью Екатерине Сусловой, главному редактору журнала «Бизнес Класс», для видеопроекта «Люди. Деньги. Отношения»
Анонс нового видеовыпуска медиапроекта "Люди. Деньги. Отношения"
Я был любопытным, а бизнес — примитивным
Екатерина Суслова: — Константин Львович, чем отличаетесь вы как человек и как бизнесмен?
Константин Русских: — Как говорят, все врачи лечат, все учителя учат. У бизнесменов тоже есть профессиональная деформация. Руководители пытаются все время руководить, даже дома. Но в целом я хочу, приходя домой, уходить с работы. И у меня это получается.
Е.С.: — «Макси Флоре» уже 25 лет. Какими вы были тогда и какие сейчас?
К.Р.: — Я был молодой и любопытный. Для меня открылись возможности начать свое дело, и я ими воспользовался. Сначала бизнес был примитивным, впрочем, каким он еще мог быть в то время? Всего лишь маленький отдельчик на ул. Ленина. Какие мы сейчас? Я остался по-прежнему молодым, по-прежнему любопытным, может быть, стал чуточку мудрее. А бизнес, конечно, сильно изменился — он вырос. Однако есть куда меняться и сейчас.
Е.С.: — Бизнесменами рождаются или становятся?
К.Р.: — Мне кажется, рождаются. Вообще люди рождаются с каким-то своим внутренним устройством, которое потом ведет их по жизненному пути. В детстве мы с родителями жили счастливо, но бедненько. Хотелось поменять финансовую сторону. И у меня получилось.
О своих экспериментах в бизнесе
Е.С.: — Есть ли у вас какой-то учитель по жизни?
К.Р.: — Нет, стараюсь учиться у самой жизни. Если где-то можно получить хороший урок, надо его получать. Не считаю себя великим предпринимателем. Я не такой, как Генри Форд. Просто хожу на работу и делаю свое дело.
Е.С.: — Расскажите о ваших экспериментах в бизнесе.
К.Р.: — Бизнес всегда делает эксперименты. Например, я пробовал открыть онлайн-магазин еще в 2007 году. Но тогда это было никому не интересно. Другой эксперимент — однажды мы поставили вендинговые аппараты по продаже цветов. Но люди у нас недоверчивые, поэтому от проекта пришлось отказаться. Это нормально — что-то пробовать, открывать и закрывать. У меня было несколько других начинаний, один из них — бильярдный клуб «Новый мир». Я был его соучредителем и директором, но потом понял, что в жизни надо заниматься чем-то одним, и выбрал цветы.
Е.С.: — Когда вы открыли магазин цветов в 1995 году, в стране была острая экономическая ситуация, как и сейчас...
К.Р.: — Давайте будем называть вещи своими именами: в России никогда не жили спокойно и стабильно. Политика и экономика всегда бросают нас в штормовую ситуацию. Каждый день есть риски и вызовы.
Е.С.: — В одном из наших интервью вы говорили о том, что оказались технически готовым к пандемии...
К.Р.: — Технически можно быть готовым, но психологически никто готов не был. Да, на нашем сайте уже можно было заказывать цветы онлайн, но тогда нам это не сильно помогло. В таких городах, как наш, прибыль от офлайн-продаж намного больше, чем от заказов онлайн.
Доброе слово и пистолет
Е.С.: — Какие у вас есть полезные привычки, которые позволяют планировать будущее?
К.Р.: — Сами знаете поговорку «Хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах». Я не планирую, я люблю мечтать. Мечты проецируют будущее. Например, я всегда интересовался тем, насколько в Америке развита малая авиация. Маленький легкомоторный самолет в США стоит как автомобиль. Я очень хочу, чтобы в России люди тоже могли летать на собственных маленьких самолетах — да хоть из Кирова в Казань! Вот уже 30 лет мечтаю получить международную лицензию пилота легкомоторного самолета. Воздух — непокоренная мною стихия. Сейчас активно учу английский — это один из маленьких шажков на пути к мечте. Что касается моих предпринимательских планов, то это собственный тепличный комплекс. Возможно, если бы не пандемия, мы уже смогли бы с вами туда приехать. Но планы по строительству перенеслись на следующий год.
Е.С.: — Каковы ваши сильные стороны?
К.Р.: — Мне кажется, некая целеустремленность, организованность и пунктуальность.
Е.С.: — Ваши главные принципы руководителя?
К.Р.: — Я ждал, что вы зададите этот вопрос. Наверное, надо, как у Аль Капоне, — доброе слово и пистолет могут сделать гораздо больше, чем одно доброе слово.
О виртуальных букетах и Стиве Джобсе
Е.С.: — Какие мегатренды могут привести к тому, что ваш бизнес окажется не нужен?
К.Р.: — Самый большой вызов для многих — это дополненная реальность. Слышали то, над чем работает этот же фейсбук, например? Они хотят, чтобы вы, надевая на себя виртуальные очки, перемещались в любую точку мира — например в Нью-Йорк, при этом у вас будет полное ощущение погружения в эту среду. Все ваши чувства окажутся задействованными. Так вот, представляете, вам принесут виртуальный букет, довольны ли вы будете?
Е.С.: — Из чего состоит ваш день?
К.Р.: — Я просыпаюсь рано, иду гулять в лес, потом завтракаю, еду на работу. 3 раза в неделю посещаю тренажерный зал. Развиваю себя творчески — нельзя жить только материальным. Чуть-чуть играю на гитаре и пою. Это меня разгружает. Мозг так лучше отдыхает. Я не трудоголик, честно скажу. В своем последнем интервью Стив Джобс говорит о том, что добился очень многого в бизнесе, что его путь можно считать эталоном предпринимателя, но при этом он не видел свою семью, не видел свою жену, не говорил ей слова любви. Да, он стал легендарной фигурой. Но я не готов заплатить своей семьей за то, чтобы стать легендой.
Е.С.: — Что вы больше всего любите в своем бизнесе?
К.Р.:— У меня есть такая шутка. Я спрашиваю: как мужчина может представить себе рай? Это цветущий сад, где ходят красивые девушки. Вот все туда стремятся, а я в нем работаю!
Видеоверсия интервью с фрагментами, которые не вошли в печатную версию, — в наших соцсетях и на сайте
09-11-2020